С чего начинать внедрение профессиональных стандартов. План-график внедрения профстандартов

Не будучи обязанным применять профстандарт, работодатель все же решает внедрить его в своей организации. Но при этом сталкивается с определенными проблемами…

На примере профстандарта «Специалист по управлению персоналом», внедряемого для инспектора по кадрам, рассмотрим общую концепцию его введения, связанные с этим проблемные вопросы и, разумеется, сделаем соответствующие выводы .

В зависимости от количества штатных единиц работников, занимающихся работой с персоналом, существует разница в применении профстандарта. Если в штате есть отдел кадров, изучение профстандарта «Специалист по управлению персоналом» происходит применительно к каждой должности в части именно ее функций.

Например, в части функций специалиста по корпоративной социальной политике применению подлежит раздел 3.6 профстандарта «Специалист по управлению персоналом»; в отношении руководителя структурного подразделения (согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2004; далее — КСДС), — начальника отдела кадров) — раздел 3.7 этого же профстандарта. При таком порядке все просто.

Однако во многих организациях кадровой работой занимается один человек. Согласно штатному расписанию его должность чаще всего называется «инспектор по кадрам», «специалист по кадровому администрированию» и т. д. В такой ситуации работник в одном лице выполняет все трудовые функции, касающиеся работы с персоналом:

  • подбирает кадры;
  • оформляет прием на работу и увольнение;
  • занимается подготовкой аттестации;
  • ведет трудовые книжки и т. д. —

то есть совмещает функции, ранее предусмотренные КСДС по всем должностям, связанным с кадровой работой (таблица 1), а теперь — по всем должностям, предусмотренным профстандартом «Специалист по управлению персоналом». В этом случае внедрить профстандарт гораздо сложнее.

Применить профстандарт к должности «инспектор по кадрам», которую только планируют ввести в штатное расписание, просто и не вызовет затруднений. При разработке должностной инструкции за основу берется не КСДС, а профстандарт «Специалист по управлению персоналом» .

Внедрить же профстандарт для должности, занятой конкретным работником, труднее. Это связано с решением следующих вопросов:

  1. Необходимо ли менять наименование должности в штатном расписании, ведь вопросами персонала в организации может заниматься и инспектор отдела кадров, и специалист по кадровому администрированию, и иные работники.
  2. Нужно ли расширять (или уменьшать) перечень трудовых функций, должностных обязанностей работника, занимающегося работой с кадровым составом организации?
  3. Обязательно ли изменение требований в части квалификации работника?
  4. Правомерно ли внедрение подобных изменений без согласия работника?
  5. Если работник не согласен на изменения, вызванные внедрением профстандарта, возможно (или необходимо) прекратить с ним трудовой договор?

А сейчас обо всем по порядку.

ИЗМЕНЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ — ЭТО ПОЛДЕЛА

Составление плана действий по внедрению профстандарта начинается с вопроса о переименовании должности работника.

Ответ очевиден: поскольку внедрение профстандарта осуществляется не по требованию нормативного документа, а по свободному решению работодателя, переименование должности отнюдь не является обязательным. Более того, в большинстве случаев в этом нет вообще какой-либо надобности.

Сравним наименования, которые предлагают профстандарт «Специалист по управлению персоналом» и КСДС (таблица 1):


Если профстандарт «Специалист по управлению персоналом» внедряется по соглашению сторон , вся документация, сопровождающая этот процесс, издается в рамках нормы ст. 72 ТК РФ, когда изменение определенных сторонами условий трудового договора, в т. ч. перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора.

В этом случае нет никаких нюансов — работодатель в любое время вправе изменить наименование должности, перечень должностных обязанностей, требования к квалификации по должности и прочие параметры должностной инструкции.

Другое дело, когда работодатель внедряет профстандарт по своей инициативе , а работнику лишь предоставлено право согласиться или отказаться работать по профстандарту, то есть применяется процедура, предусмотренная ст. 74 ТК РФ.

Здесь имеют место две полярные точки зрения:

Некоторые работодатели считают, что для внедрения профстандарта достаточно переименовать должность, не внося никаких изменений в должностную инструкцию и трудовой договор. Это возможная точка зрения. Но полагаем, переименование должности без корректировки должностных обязанностей — это половина дела.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ КСДС — ОДИН ПРОФСТАНДАРТ

Как видим из таблицы 1, КСДС предусматривает четыре должности, каждая из которых связана с кадровой работой . Профстандарт «Специалист по управлению персоналом» также предусматривает несколько вариантов наименований должностей и распределение между ними трудовых функций, трудовых действий.

Но поскольку наша непосредственная задача — это применение профстандарта для единственной должности в штате, изучим описание всех трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) «Специалист по управлению персоналом» (таблица 2).

Например, трудовая функция «Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу» включает в себя не одно, а сразу несколько действий:

  • обработка и анализ поступающей документации по персоналу;
  • разработка и оформление документации по персоналу (первичной, учетной, плановой, по социальному обеспечению, организационной, распорядительной);
  • регистрация, учет и текущее хранение организационной и распорядительной документации по персоналу.

ВЫВОД Сравнивая приведенные в таблице 2 трудовые функции и квалификационные характеристики по четырем должностям из КСДС , видим, что рассматриваемый профстандарт объединяет трудовые функции всех четырех должностей КСДС.

Внедряя профстандарт «Специалист по управлению персоналом», работодатель сможет еще и оптимизировать потребность в персонале.

ВАЖНЫЙ ЭТАП — СРАВНЕНИЕ ФУНКЦИЙ

Прежде чем начать внедрять профстандарт «Специалист по управлению персоналом», следует сравнить исходные данные с данными по аналогичной должности в КСДС — возможно, в профстандарте предусмотрены те же функции, что и в КСДС, и изменения будут незначительными.

Поскольку у работника, занимающегося кадровой работой, функций очень много, и по профстандарту ««Специалист по управлению персоналом», и по должностям, предусмотренным КСДС, проведем сравнение выборочно по двум параметрам (таблица 3):

  • функция кадрового учета и ведения документации;
  • функция подбора персонала.

При проведении анализа из КСДС были взяты трудовые функции по должностям «начальник отдела кадров», «специалист по кадрам», «экономист по труду» и пр. в консолидированном виде.

Как видим, трудовые действия отличаются по объему. Так, деятельность по подбору персонала более конкретизирована в профстандарте, а действия по кадровому учету в привычном и понятном виде подробно изложены в КСДС.

Подробный анализ всех трудовых действий в рамках трудовой функции поможет увидеть разницу: КСДС содержит более обобщенные описания трудовых действий, профстандарт же описывает все (возможные, необходимые) этапы в рамках выполнения одного действия.

ВЫВОД Если профстандарт «Специалист по управлению персоналом» вводится в отношении единственной штатной единицы в организации, занятой работой с кадровым составом, то проще и целесообразнее ввести его полностью, не изыскивая в изменяемой должностной инструкции пункты, которые можно было бы оставить в том виде, в котором они были сформированы на основе КСДС.

ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕ СТОЯТ ТАК ОСТРО

Исходя из профстандарта «Специалист по управлению персоналом» отметим, что требование к квалификации изменяется в зависимости от возможного наименования должности (профессии) и набора трудовых действий.

Например, для специалиста по кадровому делопроизводству достаточно среднего профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена). Для менеджера по персоналу профстандарт предлагает уже первую ступень высшего образования — бакалавриат.

Это стоит учесть, когда профстандарт внедряется в отношении нескольких штатных единиц, занятых работой с персоналом, и в организации есть полноценный отдел кадров из 4-5 и более должностей.

Профстандартом установлены уровни квалификации. Так, пятый уровень — например, для специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по персоналу, шестой — для менеджера по персоналу, а седьмой — для руководителя подразделения .

Когда применение профстандарта не обязательно, работодатель, внедряя его, вправе изменить свои требования к квалификации (в т. ч. в отношении уже работающего работника), но уволить работника за несоответствие требованиям по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без проведения аттестации не может .

Н е следует забывать и положения п. 10 КСДС: лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ВЫВОД Требование к квалификации работника при внедрении профстандарта «Специалист по управлению персоналом» может и не измениться — все зависит от решения работодателя.

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО

Предположим, работодатель решил применить к должности единственного в штате кадрового работника профстандарт «Специалист по управлению персоналом», ничего из него не исключая, допуская лишь некоторые корректировки в части требований к квалификации.

Теоретически ввести профстандарт можно двумя способами :

  1. По соглашению сторон (рекомендуемый способ).
  2. По инициативе работодателя (вызывает споры, не рекомендуется).

Вводим профстандарт по соглашению сторон

Необходимо поочередно выполнить несколько действий:

  • привести штатное расписание в соответствие с наименованиями должностей, по которым будут внедрены профстандарты; издать приказ об утверждении нового штатного расписания.

Наименование единственной должности работника, занимающегося кадровой работой, может звучать как «специалист по управлению персоналом» или как одно из тех, что приведены в левом столбце таблицы 1 (в т. ч. менеджер по персоналу);

  • на основе профстандарта «Специалист по управлению персоналом» разработать новую должностную инструкцию по этой должности (выбранному наименованию) и ознакомить с ней работника под роспись;
  • при необходимости внести изменения в другие локальные акты работодателя;
  • подготовить и подписать с работником дополнительное соглашение (пример 2);

Вводим профстандарт по инициативе работодателя

Когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Если учесть, что профстандарт «Специалист по управлению персоналом» объединяет функции по всем четырем должностям КСДС в области работы с персоналом, то можно констатировать следующее: при внедрении профстандарта в отношении единственной должности в штате трудовая функция, скорее всего, будет изменена, в т. ч. и без переименования должности. Работодателю запрещено осуществлять это в одностороннем порядке, применяя нормы ст. 74 ТК РФ.

Новая должностная инструкция будет не только уточнять прежние должностные обязанности работника, но и расширять их. Существенное изменение трудовых обязанностей в должностной инструкции инспектора по кадрам при внедрении профстандарта может быть квалифицировано как нарушение положений ст. 57, 60, 72 ТК РФ .

За одностороннее изменение трудовой функции работника работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства .

Не нарушит прав работника только изменение требований в части квалификации и уточнение должностных обязанностей. Однако из-за объема и содержания профстандарта «Специалист по управлению персоналом» такое малое количество и качество изменений не достигнет главной цели — внедрение профстандарта.

ВЫВОД Введение профстандарта «Специалист по управлению персоналом» в полном объеме к уже существующей в штатном расписании организации должности, занятой работником, в одностороннем порядке по инициативе работодателя в рамках ст. 74 ТК РФ невозможно, а применение — незаконно.

Приказ о внедрении профстандартов в организации утверждается в целях выполнения требований законодательства о применении профстандартов. Его структура может предполагать большое количество информационных блоков. Каких именно и каким образом их можно оформить при составлении соответствующего приказа?

Для чего нужен приказ о введении профессиональных стандартов?

Рассматриваемый документ является локальным нормативным актом организации, издаваемым в целях внедрения профстандартов в порядке, который определен постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Его юрисдикция распространяется на:

  • государственные и муниципальные учреждения, фонды;
  • корпорации, предприятия и компании, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государственным или муниципальным органам власти.

Указанные субъекты должны до 01.01.2020 разработать и реализовать внутренние планы по внедрению профстандартов (п. 1, 2 постановления № 584). Также данные организации должны обеспечить соответствие своей деятельности нормам закона, которые регулируют применение соответствующих планов (п. 3 постановления № 584).

Посредством приказа о введении профстандартов работа по созданию плана внедрения профстандартов, а также по его реализации может быть возложена на группу ответственных специалистов организации. Их деятельность может быть организована, к примеру:

  • в форме комиссии;
  • в форме специализированной рабочей группы.

Таким образом, рассматриваемый приказ будет выполнять функцию локального норматива, учреждающего соответствующую комиссию либо рабочую группу, а также определяющего порядок работы данной внутрикорпоративной структуры.

Узнать больше о комиссии по внедрению профстандартов вы можете в статье .

Рассмотрим, каким образом может составляться приказ о внедрении профстандартов.

Приказ о переходе на профстандарты: структура и содержание документа

Итак, посредством документа, который мы рассматриваем в этом материале, руководство организации, попадающей под действие норм постановления № 584:

  • распоряжается создать комиссию либо рабочую группу по разработке и реализации плана внедрения профстандартов;
  • определяет круг задач, решаемых сотрудниками, которые входят в комиссию либо рабочую группу;
  • определяет круг специалистов, отвечающих за контрольные функции в рамках решения соответствующих задач.

При этом отмеченные формулировки могут составлять основной информационный блок приказа.

Приказ подписывается руководством фирмы. Факт ознакомления с ним также удостоверяется подписями сотрудников, которые включены в перечни ответственных лиц по документу.

Деятельность комиссии либо рабочей группы, учреждаемой приказом, может дополнительно регламентироваться отдельным локальным нормативным документом - положением о соответствующей комиссии либо рабочей группе. Данный норматив может, в частности:

  • детализировать те задачи, которые возлагаются на специалистов, отвечающих за разработку и реализацию планов по внедрению профстандартов;
  • включать необходимые разъяснения по положениям постановления № 584.

Приказ о введении профстандартов: приложения

В качестве приложений к приказу о внедрении профессиональных стандартов как отдельных информационных блоков могут быть оформлены:

1. План введения профстандартов.

Соответствующий документ должен содержать (п. 1 постановления № 584):

  • перечень профессиональных стандартов, которые применяются организацией;
  • этапы внедрения профстандартов;
  • данные о необходимых корректировках локальных нормативных документов организации;
  • данные о необходимом обучении сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие с требованиями профстандартов.

2. Состав комиссии (рабочей группы) по внедрению профстандартов.

Здесь отражается перечень Ф. И. О. и должностей сотрудников, входящих в соответствующую комиссию (либо рабочую группу). Также можно отразить, за что конкретно несут ответственность те или иные специалисты при решении задач, предопределяемых требованиями постановления № 584.

3. Положение о комиссии (рабочей группе) по внедрению профстандартов.

Структура рассматриваемого документа может быть представлена разделами, отражающими:

  • общие положения;
  • цели и задачи комиссии (либо рабочей группы);
  • функции комиссии (рабочей группы);
  • права и обязанности ответственных специалистов;
  • порядок взаимодействия ответственных сотрудников - друг с другом в рамках комиссии (рабочей группы) либо с коллегами, решающими иные задачи.

Где можно скачать образец приказа о внедрении профессиональных стандартов?

Загрузить образец приказа о внедрении профстандартов вы можете на нашем портале. Составленный нашими экспертами образец приказа о переходе на профстандарты представлен в формате Word.

Итоги

Государственные, муниципальные структуры, а также предприятия, которые им принадлежат, обязаны до 01.01.2020 сформировать и реализовать планы внедрения профстандартов. Для этого в данных организациях могут быть сформированы комиссии либо специальные рабочие группы. Главным локальным нормативным актом, посредством которого данные комиссии либо рабочие группы учреждаются, может быть приказ руководства о внедрении профессиональных стандартов. В виде приложений к нему могут быть оформлены: план по внедрению профстандартов, состав комиссии либо рабочей группы по внедрению профстандартов, а также положение о соответствующей комиссии либо рабочей группе.


Статья поможет узнать что такое профстандарты, как их применять с 1 июля 2016 года. Где найти полный перечень ПС. Кто такой профессиональный педагог согласно новых стандартов учителя, бухгалтера.

С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты стали применяться в отношении многих профессий. Они включают в себя список требований и условий. Которые должны быть соблюдены в отношении работников. О том, как правильно внедрить профстандарты, для педагога, учителя, бухгалтера. Какие документы следует изучить и что грозит за неисполнение закона вы можете узнать из этой статьи.

Профессиональный стандарт - что это такое?

Профстандарт 2019 представляет собой характеристику квалификации. Которая необходима работнику для того, чтобы он мог работать в определенной профессии.

Данное понятие включает в себя требования к навыкам и умениям. также опыту работы. Оно было включено в в конце 2012 года. Правила применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 г. Статья, касающаяся профстандартов действует с 1 июля 2016 г.

На данный момент в реестре профстандартов на сайте министерства труда и социальной защиты РФ примерно 800 документов. До конца 2016 года эта цифра должна увеличиться еще минимум на 200. Далее министерство доведет список обязательных стандартов до 2000.

С 1 июля 2016 года начнет действовать новая Трудового кодекса РФ. Которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». Работодатели обязаны будут применять профстандарты. Если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. (статья 11 закона об образовании, а также статья 73). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции. Штатное расписание, пересмотреть локальные акты (Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

к меню

Кому и как применять профстандарты с 1 июля 2016 года

Профстандарты обязательно применяются , если требования к квалификации сотрудников установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или другими нормативно-правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ). Список профессий, к которым требования установлены законами, смотрите в таблице.

Есть два случая, когда наименование должности нужно указать как в профстандарте, даже если применять его не обязательно.

1. если работа дает право на компенсации или льготы.

2 . Если работа связана с ограничениями. Это правило абзаца 3 части 2 Трудового кодекса РФ.

Если по таким профессиям профстандарт не утвердили, должность указывайте по квалификационным справочникам. Это актуально, например, для медиков, педагогов, которым полагаются льготы: дополнительные отпуска, сокращенное рабочее время, льготная пенсия.


Где размещен перечень обязательных профстандартов?

Профессиональный стандарт разрабатывается и принимается Минтрудом Российской Федерации. Далее, для того, чтобы указанный документ получил законную силу, ему предстоит быть зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ.

Официальный реестр утвержденных профстандартов России- это по сути все зарегистрированные в Министерстве юстиции профессиональные стандарты.

ВАЖНО! Прежде чем начать руководствоваться профстандартами, опубликованными для ознакомления в интернете. Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.


к меню

Официальный список профстандартов сайт Минтруда

Приведен перечень утвержденных профстандартов для педагогов, кадровиков, бухгалтеров с 2016 года.

Какое должно быть образование у педагогов по профстандарту

Общие требования профстандарта к образованию педагогов не учитывают специфику учреждений допобразования. Педагог должен иметь образование по направлению подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».

Новый профстандарт изменил требования к образованию методистов и приравнял их к преподавателям. Поэтому если вы уже переводили на старый профстандарт методистов, образование которых не соответствует направлениям подготовки высшего образования и специальностей «Образование и педагогические науки», то лучше вернуть их на условия квалификационного справочника.

Методистами не смогут работать сотрудники с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» (историки). «Науки об обществе» (психологи, юристы, экономисты)

В отличие от старого в новом профстандарте нет требования обучать работников по дополнительным профессиональным программам. По профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Однако это требование есть в пункте 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Поэтому раз в три года педагога все же надо направлять на повышение квалификации.

Нуждается ли работник в дополнительном образовании, решает комиссия при аттестации работника. Или руководитель учреждения (ст. 196 ТК). Хотя если образование работника не соответствует реализуемым в учреждении программам, такому специалисту лучше получить дополнительное образование.

Применение профстандартов

  1. Организация аттестации работников.
  2. Управление персоналом.
  3. Разработка должностных инструкций.
  4. Формирование кадровой политики.
  5. Тарификация работ.
  6. Организация обучения работников.
  7. Присвоение тарифных разрядов.
  8. Установление системы оплаты труда.

Как уже было отмечено, ПС станут обязательными для некоторых категорий работников. Применение профессиональных стандартов обязательно в случаях, когда требования для квалификации работников установлены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, согласно части 4 статьи 7 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. в страховых фирмах, негосударственных пенсионных фондах, публичных АО у главбуха в обязательном порядке должны присутствовать:

  • Рабочий стаж не меньше 3 лет за последние 5, если есть соответствующее образование. Обязательно связанный с ведением бухгалтерского учета, аудиторской деятельностью и т.п.
  • Рабочий стаж не меньше 5 лет из последних 7, если соответствующего деятельности образования нет.
  • Высшее образование по профессии или нет.
  • Отсутствие судимости (неснятой или непогашенной) за противозаконные деяния, совершенные в экономической сфере.

Стоит заметить, что прочие организации (не перечисленные в предыдущем абзаце) могут нанимать работников, минуя данные условия.

На основании профстандарта РФ работодатель имеет право на утверждение новых должностных инструкций. Иногда в результате подобных изменений круг обязанностей работников может стать более обширным. Ни в коем случае нельзя производить данное действие не уведомляя об этом сотрудника. Согласно ч.2 статьи 72 и ч.2 статьи 74 Трудового кодекса России, работник должен предупрежден о вышеназванных обстоятельствах минимум за 2 месяца и дать свое согласие, если его все устраивает.

ВАЖНО! Если работник не соответствует профессиональным стандартам 2016, то уволить его на этом основании все-равно нельзя. Он может быть лишен работы лишь в том случае, если результаты его аттестации будут плохими или в организации не найдется вакантного места для него соответствующего его знаниям и умениям. Также работнику может быть предложено получение дополнительного образования с целью его дальнейшего соответствия профстандарту.

Вопрос: Какое наказание грозит работодателю, если он отказался от внедрения ПС, но данное правило в обязательном порядке установлено законодательством?
Ответ: Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, за подобное нарушение предусматриваются следующие варианты наказаний:

  1. При нарушении в первый раз - предупреждение.
  2. Для организаций - штраф в сумме 30-50 тысяч рублей.
  3. Для должностных лиц - штраф 1-5 тысяч рублей.
  4. Для индивидуальных предпринимателей - штраф 1-5 тысяч.рублей.

к меню

Переход на профстандарты профессиональный бухгалтер, педагог

На первый взгляд может показаться что внедрение профстандартов представляет собой нетрудоемкий процесс и провести эту процедуру с легкостью сможет один ответственный сотрудник. На самом деле это не так. Поэтому рекомендуется сформировать группу из сотрудников для того чтобы они составили план перехода на профстандарты.

Состав указанной группы (он может быть составлен в свободной форме). Особых указаний законодательство в данном вопросе не предусматривает.

Специалисты, которым необходимо ознакомиться с перечнем профстандартов и использовать полученную информацию в своей работе:

  • Из отдела управления персоналом.
  • Из бухгалтерии.
  • Из планово-экономического отдела.
  • Из юридического отдела.

Примерный план перехода на профстандарты России:

  1. Разделить весь процесс на отдельные секторы. Так будет проще отслеживать.
  2. Определить рамки сдачи проектов документов от исполнителей.
  3. Определить ответственных лиц, отвечающих за выполнение плана.

Ознакомление работников, ответственных за исполнение плана должно быть подтверждено их подписью в соответствующем документе.

Рабочая группа должна будет определить соответствие имеющихся в организации должностей с профессиональными стандартами 2016. Для это стоит обратиться к штатному расписанию.

Далее, выбирайте подходящие под должности ПС и сравните реальную цель определенного вида профессиональной деятельности с отраженной в документе. Тщательно проработав данный вопрос для каждой из должностей можно подобрать соответствующий профессиональный стандарт.

ВАЖНО! Наименование ПС не равно названию должности, так как он охватывает всецело вид деятельности с общими характеристиками должностей, а не конкретную профессии. Также в результате работы с ПС может возникнуть потребность в переименовании должностей.

Внедрение профстандартов по пунктам (обобщение сказанного в разделе):

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению ПС в организации.
  2. Проведение заседания комиссии
  3. Составление плана по внедрению.
  4. Определение соответствия должностей в организации и имеющихся ПС.
  5. При надобности переименование должностей.
  6. Вписывание изменений и нововведений в должностные инструкции.
  7. Внесение изменений в систему оплаты труда.
  8. Разработка и проведение мероприятий направленных на переподготовку работников.
  9. Аттестация работников.
  10. Проведение прочих организационных мероприятий по внедрению ПС.

Если работа дает право сотруднику на какие-либо льготы или компенсации, а также связана с ограничениями, то в трудовом договоре следует отразить наименование должности так же, как и в ПС или квалификационных справочниках.

Стоит заметить, что между квалификационным справочником и профстандартами могут быть различия. Например, не совпадать должности, которым положена льготная пенсия. Равнозначность этих понятий в последующем планируется быть установленной Правительством РФ. Решение по данному вопросу должно оформляться протоколом. Потому что в случае проверки именно протокол даст ответ на вопрос - «Почему наименование должности не аналогично указанной в ПС». Поможет данный факт и в случае возникновения конфликтов с сотрудниками или наличии претензий от органов инспекции.

В ПС отражена достаточно подробная информация, касающаяся требований к образованию специалистов, а также к опыту их работы и прочим знаниям и умениям.

к меню

Квалификационные требования к специалистам разных отраслей

Для бухгалтера бюджетного учреждения :

  1. Минимальное требование - наличие среднего специального образования.
  2. Рабочий стаж - не менее 3 лет для простого бухгалтера, не менее 7 лет для главного бухгалтера, в том числе 5 лет в соответствующей области.

Для руководителя образовательного учреждения:

  1. До назначения работать на педагогической или руководящей должности не менее 3 лет.
  2. Не иметь запрета на занятие педагогической деятельностью.

Для главной медицинской сестры:

  1. Среднее специальное или высшее образование в области сестринского дела.
  2. Если образование среднее специальное - стаж не менее 10 лет, если высшее - не менее 5 лет.

Для программиста :

  1. Для техника-программиста, а также младшего программиста допустимо отсутствие высшего образования и опыта работы.
  2. Для программиста аналогично, но опыт работы должен составить не менее 6 месяцев и обязательно в области разработки ПО.
  3. Инженер-программист и старший программист должны иметь высшее образование и стаж не менее года в указанной сфере.
  4. Для ведущего программиста обязательно высшее образование и стаж от 3 лет.

Таким образом, сопоставив имеющиеся в организации должности с требования ПС, можно выяснить соответствуют ли работники базовым требованиям. В случае отрицательного ответа на этот вопрос сотруднику можно предложить на выбор два варианта - отправить его на обучение или перевести на другую должность, которой соответствует уровень его знаний, опыта и образования. Кстати, обучение может оплачиваться как организацией, так и самим работником. Порядок обучения закрепляется в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

После определения потребности сотрудников в обучении и переподготовке, следует составить план обучения на текущий год и передать его руководителю для утверждения.

В данном документе указывается следующая информация:

  • Фамилия, имя, отчество сотрудников.
  • Должности.
  • Описание необходимого обучения или переподготовки.
  • Объяснение причин направления сотрудников на обучение.
  • Период учебных мероприятий.
  • Причины выбора конкретного поставщика образовательных услуг.

Этот документ может пригодиться в случае проверки, так как он отражает факт добросовестного исполнения профессиональных стандартов со стороны работодателя.

к меню

Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие

Кто такой профессиональный педагог? Приведена дополнительная информация, документы для применения профстандартов педагога, бухгалтера, аудитора.

ПС могут быть составлены:

  1. Работодателями.
  2. Профессиональными сообществами.
  3. Саморегулируемыми компаниями.
  4. Прочими некоммерческими фирмами при участии образовательных учреждений проф.образования и других организаций, которые в этом заинтересованы.

Профессиональные стандарты

  1. Реестр профессиональных стандартов
  2. Словарно-справочное пособие "Разработка и применение профессиональных стандартов"
  3. База экспертов по разработке и обсуждению профессиональных стандартов
  4. Реестр советов по профессиональным квалификациям

к меню

Минтруд в письме № 14-2/ООГ-6465 от 06.07.2016 г. еще раз напоминает о том, что профессиональные стандарты носят только рекомендательный характер для многих работодателей.

Но, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В случаях если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании"» вводит понятие «профессиональный стандарт» и определяет его как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В определении профессионального стандарта используется такое понятие, как «квалификация работника». Под квалификацией работника трудовое законодательство подразумевает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов» выделяет девять уровней квалификации. Градация основана на нескольких характеристиках: полномочия и ответственность, характер умений, уровень знаний и основные пути достижения соответствующего уровня квалификации. 1-й уровень — минимальный набор требований к навыкам и умениям, отсутствие требований к образованию. Это, как правило, физический труд. 2-й уровень — деятельность под руководством, самостоятельное выполнение элементарных заданий по инструкции, применение специальных знаний.

С каждым следующим уровнем требования повышаются. Так, в обязательном к внедрению с 1 июля 2016 года профессиональном стандарте предусмотрены 5-й и 6-й уровни квалификации. Для 5-го уровня, например, увеличена доля самостоятельной деятельности в принятии решений, больше ответственности, повышенные требования к самоконтролю и самооценке. Обязательны профессиональные знания и определенный уровень образования.

Руководители, претендующие на высший, 9-й уровень квалификации, должны иметь ученую степень (аспирантура, ординатура, адъюнктура). От них требуются не только профессиональные знания, но и методологическая и исследовательская компетенции. В круг обязанностей такого специалиста входит: определение стратегии, управление крупными системами, принятие на себя ответственности за результаты на международном и (или) национальном уровне.

В каждом конкретном профстандарте понятия знаний, умений, навыков, опыта конкретизированы, уточнены сообразно отраслевой, профессиональной специфике. Сегодня реестр утвержденных профстандартов содержит более 830 пунктов.

Ознакомиться с перечнем можно на сайте Минтруда РФ profstandart.rosmintrud.ru и на портале Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России. Ресурсы содержат Национальный реестр профессиональных стандартов, необходимые нормативные документы, актуальные на сегодня Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСД), план-график открытия центров оценки квалификации и другие полезные материалы.

На какие нормативные документы могут опираться специалисты по кадрам и руководители предприятий?

Работа по созданию системы профстандартов была начата еще в 2012 году. Основополагающим можно считать Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики». В этом документе президентом были сформулированы задачи:

  1. Утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов.
  2. Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
  3. В целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

3.1. подготовить и до 1 августа 2014 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

3.2. создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 года базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

За эти годы было принято немало нормативно-правовых актов, однако практическую пользу специалисту по кадрам, бухгалтеру и руководителю предприятия могут принести следующие:

  • Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вводит в ТК РФ несколько новых статей, в том числе ст. 195.3, которая регулирует порядок применения профессиональных стандартов.
  • Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании"»;
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»;
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями...»;
  • Письмо Минтруда РФ от 30.12.2015 № 14-0/В-1190;
  • Письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Информация Минтруда и соцзащиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов».

Для чего нужны профстандарты?

Одна из центральных задач, которую должна решить система профстандартов, — постепенное их применение всеми без исключения хозяйствующими субъектами.

Внедрение профстандартов упорядочит назначения на ту или иную должность: соискатель, претендующий на должность, например, начальника отдела, должен будет отвечать вполне определенным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту. Эта система должна помочь решить проблему непрофессионализма, которая сегодня стоит достаточно остро в самых разных сферах деятельности.

Как профстандарты соотносятся с существующими квалификационными справочниками?

Внедрение профстандартов с 1 июля 2016 года пока не отменяет Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Справочники содержат наиболее полный на сегодня перечень профессий и должностей, а также их тарифно-квалификационные характеристики. Постепенно ЕКС и ЕТКС будут полностью заменены профстандартами, как более актуальными и современными.

Переход к профстандартам займет некоторое время. Конечная цель всех изменений — заменить ныне существующие ЕКС и ЕТКС. Но пока квалификационные справочники и реестр профессиональных стандартов существуют параллельно, работодатели могут сами выбирать, на что опираться в своей работе.

Обязательно ли применять профстандарты?

Применять их с 1 июля 2016 года в большинстве случаев не должны ни коммерческие структуры, ни государственные (муниципальные) учреждения. Однако в двух случаях Трудовой кодекс РФ обязывает организации внедрять профессиональные стандарты.

В ч. 2 ст. 57 ТК РФ речь идет о том, что наименования должностей, профессий, специальностей должны соответствовать наименованиям в квалификационном справочнике или профстандарте, если выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением гарантий или льгот, например с досрочным назначением пенсии.

Ст. 195.3 ТК РФ устанавливает, что требования к квалификации обязательны для применения, если это прописано в самом ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Это касается целого ряда профессий, например:

  • педагогов (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровых инженеров (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медиков и фармацевтических работников (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчиков (раздел II Приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокатов (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главных бухгалтеров отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и пр.

Эти требования распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности или статуса работодателя.

Можно ли уволить сотрудника за то, что он не соответствует требованиям профстандартов?

По этому вопросу Минтруд РФ дает разъяснение в своем письме от 30.12.2015 № 14-0/В-1190. Согласно документу, уволить сотрудника за то, что он не соответствует параметрам профстандарта, нельзя. ТК РФ не предусматривает такого основания для расторжения трудового договора с работником.

На основании несоответствия профстандарту работодатель может отказать соискателю, но только в том случае, если требования профстандартов официально приняты в организации и прописаны в должностных инструкциях.

И, конечно, руководитель предприятия, принимая решение о внедрении профстандартов, должен понимать, что именно на его плечи ложится обязанность по повышению квалификации работников.

Каков порядок действий при внедрении профстандартов в организации?

Если организация приняла решение применить систему профессиональных стандартов, руководитель своим приказом должен назначить ответственного сотрудника или даже создать рабочую группу. Образцы таких приказов уже появились во многих справочных системах.

Рабочая группа анализирует профессии, специальности, должности, к которым в первую очередь следует применять требования профстандартов. По результатам этого исследования рабочая группа составляет план-график применения новой системы к разным категориям сотрудников.

На первом этапе следует проверить соответствие уровня квалификации специалистов предприятия требованиям стандартов, спланировать обучение. Необходимо также соотнести, насколько совпадают названия должностей, существующих в организации, и утвержденных реестром профстандартов. При необходимости переименовать.

Следующий шаг — определить, надо ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры. Для каждого из этапов следует определить период выполнения. Это и будет план-график внедрения профстандартов в организации.

Однако следует помнить, что пройти обучение и подтвердить квалификацию на соответствие профстандарту работники в настоящее время не смогут. Центры оценки квалификации (ЦОКи), где будет проходить предварительное обучение и сдача экзаменов на получение свидетельства о профессиональной квалификации, пока не оценивают работников, поскольку находятся на этапе разработки программ обучения, их апробации и своей юридической регистрации.

* Примечание

Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» обязательно только в отношении главных бухгалтеров следующих организаций:

  • публичные акционерные общества (кроме кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
  • управления государственных внебюджетных фондов.

Предприятия, имеющие принадлежность к государственному или муниципальному имуществу, обязаны ввести у себя профстандарты (п. 1 Постановления Правительства РФ № 584). Но на местах предприятия должны вводить профессиональные стандарты тогда, когда им это предписывают федеральные постановления (ст. 195.3 ТК РФ). Внедрение профстандартов на предприятии (государственном, муниципальном) происходит планово и поэтапно. Согласно предварительно запланированным срокам, закончить введение нужно не позднее 1 января 2020 года. В данном постановлении указаны причины для внедрения профстандартов и схема составления планов на введение новшеств.

В частных организациях

Частные коммерческие структуры применяют профстандарты только тогда, когда есть федеральный нормативно-правовой акт, который фирму к этому обязывает. Но есть такие направления деятельности частных организаций, когда к квалификации сотрудников желательно подходить именно с применением профстандартов. Например, в медицине, на предприятиях общественного питания, в частных охранных структурах и прочее.

Частные коммерческие структуры применяют профстандарты только тогда, когда есть федеральный нормативно-правовой акт, который фирму к этому обязывает.

Федеральные акты, относящиеся к профстандартам, действующим в негосударственных предприятиях, делятся на два профиля:

  • Если на предприятии есть должности, предполагающие льготы для работающих (специфические условия работы), то занимающие эти должности сотрудники обязательно должны обладать необходимой профессиональной квалификацией (ст. и 195.3 ТК РФ).
  • Если запросы к профессиональным навыкам работников записаны в перечне требований по охране труда, то сотрудники обучаются за счет предприятия (ст. ТК РФ).

Частники сами планируют, как и в каком порядке на их предприятии будут вводиться нормы профессиональных стандартов. Но при желании можно взять за основу порядок введения действия профессиональных стандартов в государственных организациях.

Как ввести

Чтобы успешно ввести профстандарты на государственном хозяйствующем (частном) предприятии, необходимо придерживаться плана (схемы), составленного руководством организаций для выполнения предписаний, изложенных в постановлении № 584. Пункты приведенного ниже плана действий обязательны для государственных организаций и могут при желании применяться частными фирмами.

Рассмотрим внедрение профстандартов на предприятии (пошаговая инструкция):

  • Составление списка нужных профессиональных стандартов для данной отрасли. Если предприятие относится к муниципальным или государственным структурам, то используются рекомендуемые Министерством труда и социального развития или другой федеральной руководящей организацией профессиональные стандарты.
  • Для частников это будут профстандарты для льготных категорий сотрудников и с применением пунктов из Закона об охране труда в связи с нестандартными условиями для работы.
  • Разрабатывается и утверждается приказ о внедрении профстандартов в организации, образец и план поэтапного ввода профессиональных стандартов на предприятии.
  • Изучить, какое количество сотрудников нуждается в проведении курсов по повышению квалификации для приведения их навыков к требующимся для организации.
  • Внесение измененных требований к профстандартам той или иной должности в трудовые договоры между организацией и работниками.
  • Составление экзаменационного вопросника для переаттестации работников.
  • Проведение переаттестации (экзаменов) для сотрудников госпредприятия.
  • Отчет о результатах выполнения плана по внедрению и предоставление его руководителю предприятия.

План ввода профстандартов не обязательно должен быть таким, по желанию руководства можно добавить или убрать один или несколько пунктов. Главное, чтобы этот план точно соответствовал потребностям предприятия.

Так как введение профессиональных стандартов в хозяйствующих субъектах не может быть разовым всеобъемлющим мероприятием, то все действия происходят постепенно и планово на протяжении всей деятельности организации.

В эти действия будут включены отслеживание изменений в законах о профессиональных стандартах и применение в деятельности фирмы нововведений. Это значит, что в работу госпредприятия в самые короткие сроки вводятся новые профстандарты или изменяются требования к ранее действующим.

За изменениями в политике профессиональных стандартов следит начальник отдела кадров или другой уполномоченный сотрудник. Руководство частной структуры рассматривает обновленные или новые профстандарты, примеряет их к деятельности фирмы и только тогда принимает решение о целесообразности их ввода в действие.

Право на принятие новшеств остается за владельцем частной фирмы. В случае, когда принимается положительное решение, пишется приказ о внедрении профстандартов в организации (образец можно скачать ). Необязательно точно следовать этому образцу, форма приказа может быть произвольной.

При трудоустройстве новых специалистов

Здесь все зависит от того, на каком предприятии происходит данная ситуация.

На госпредприятии рассматривается, есть ли утвержденные профессиональные стандарты для должности, на которую принимается сотрудник, и применимы ли для этой должности профстандарты для льготных категорий.

В частных организациях проверяется соответствие профстандартов пунктам из закона по охране труда. В случае несоответствия требованиям специальности действующих профстандартов рассматривают введение соответствующих. При выявлении несоответствия квалификации принимаемого сотрудника утвержденным для должности профстандартам проводят более глубокое обучение по специальности.

Спорные вопросы

При практическом применении ввода профстандартов на предприятии могут возникнуть спорные или затруднительные ситуации. Как нужно поступить в случае расхождения названия должности в утвержденных справочниках по профстандартам и штатном расписании организации?

Есть два варианта решения проблемы:

  • Первый – отправить запрос в Министерство труда РФ по территориальным отделениям.
  • Второе – взять за основу для штатного расписания пункты из профстандарта (не вступая в разногласия с законодательством РФ).

Если речь пойдет о льготном выходе сотрудника на пенсию, то будет производиться сверка со справочником профстандартов сотрудниками Пенсионного фонда. В зависимости от соответствия льготной категории профстандартам будет приниматься решение о сроках выхода на пенсию и ее величине. Если должность предполагает льготы в будущем, то ее название, записанное в трудовом договоре или трудовой книжке, должно звучать точно так, как записано в профессиональных стандартах.

Увольнение работника с недостаточной квалификацией

Если работодатель уверен, что работник не соответствует профстандартам, он может его уволить, но только после переаттестации на профпригодность.

Без аттестации можно действовать двумя методами:

  • Перевести сотрудника на другую штатную должность. Такой перевод применяется, если у работника недостаточен стаж (согласно профстандартам) для продолжения работы на прежней должности.
  • Работник направляется на переобучение с целью повышения уровня квалификации. Такое обучение проводится за счет работодателя.

Некоторые направления профессиональной отраслевой деятельности требуют регулярной переаттестации. Например, медицинские работники или преподаватели (раз в 5 лет), электрики-высоковольтники (раз в 3 года), водолазы, спасатели, пожарные и прочие. Сотрудник может не посещать курсы повышения квалификации, если, пройдя аттестацию, подтвердит свой высокий профессиональный уровень.

Ответственность перед законом

Если работодатель игнорирует требование о вводе профессиональных стандартов на предприятии, он может быть наказан штрафом:

  • Если нарушитель является должностным лицом, размер штрафа будет от 1 000 до 5 000 рублей.
  • Размер штрафа для предприятий – от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Наказание для ИП – сумма штрафа от 1 000 до 5 000 рублей.

Основание для наложения штрафа – ст. 5.27 КоАП РФ. Если нарушение первичное, то, возможно, штраф будет заменен предупреждением.

Loading...Loading...