Как провести профориентационное мероприятие. Выбор адекватных форм и методов проведения профориентационного мероприятия

1

Изменения в условиях оплаты труда учителей школ приводят к конкуренции за выпускников 9-х классов между школами и учреждениями среднего профессионального образования. Централизованное вовлечение учащихся в систему профориентационных мероприятий, проводимых в учреждениях среднего профессионального образования, становится затруднительным. Необходим поиск эффективных методов, которые в рамках одного мероприятия позволяли бы заинтересовать учащихся и давали бы им возможность оценить свои способности в том или ином направлении. В статье предложена технология модерации как способ организации групповой работы, где участники в ходе дискуссии и совместной деятельности, в процессе взаимного обучения формируют новые представления о мире профессий. В статье приводятся примеры применения технологии модерации на профориентационных мероприятиях для учащихся школ и для студентов учреждений среднего профессионального образования, на этапе профессионального самоопределения, представлены положительные результаты профориентационных мероприятий с применением технологии модерации.

профориентация в колледже

профессиональная ориентация

профессиональное самоопределение

технология модерации

групповая работа

модератор

1. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 100–110.

2. Жолован С.В. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/021210/index.shtml (дата обращения: 02.10.2012).

3. Карелова Р.А. Взаимодействие с работодателем в рамках профориентационной деятельности // Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Екатеринбург, 23 апреля 2013 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – С. 175–178.

4. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению: методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 59 с.

5. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 80 с.: ил.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.: ил.

7. Neuland M. The World of Moderation / Michele Neuland. . – Kunzell: Neuland Verl. Fur lebendiges Lernen, 1998.

Профессиональная ориентация как «система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии» является частью процесса деятельности учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей набор студентов согласно государственному заказу.

Выбор будущей профессии адекватно способностям и интересам учащегося определяет успешность освоения профессиональных дисциплин и приобретения опыта профессиональной деятельности. Выбор, продиктованный желаниями родителей, мнением друзей или другими факторами, снижает мотивацию к обучению, что впоследствии ведет к неуспеваемости студентов по дисциплинам, а иногда и отчислению из учебного заведения. Поэтому перед педагогическим коллективом учреждений СПО стоит задача по проведению профессиональной ориентации с учащимися таким образом, чтобы они могли адекватно соотнести свои желания с возможностями и сделать осознанный выбор будущей профессии.

Профориентационная дидактика представляет достаточно обширный круг форм и методов работы: дни открытых дверей, экскурсии, встречи со специалистами различных профессий, тематические классные часы, уроки профориентации, деловые игры и тренинги, конкурсы, викторины, беседы, профессиональные пробы . В Нижнетагильском горно-металлургическом колледже имени Е.А. и М.Е. Черепановых профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учебных учреждений ведется систематически в нескольких направлениях: дни открытых дверей, профориентационные мероприятия и профессиональные пробы, экскурсии для школьников в Геологический и Исторический музеи колледжа. Работники библиотеки проводят конкурсы и викторины для школьников и студентов, организуют выставки изданий, в том числе редких книг по профессиям. Учащиеся 9-х классов приглашаются на конференции, где студенты колледжа выступают после прохождения производственной практики на предприятиях города и рассказывают об особенностях работы по той или иной профессии. В рамках социального партнерства совместно с Горно-металлургической школой разработан факультативный курс «Отрасли общественного производства» для учащихся 9-х классов в объеме 34 часов. Учителя школы и преподаватели колледжа проводят беседы о различных специальностях, подготовка по которым осуществляется в колледже, учащиеся выполняют элементы лабораторных работ. В последнее время возобновились кинолектории, заключен договор с одним из кинотеатров города, стали активно разрабатываться мероприятия с элементами профессиональных проб, где учащиеся могут испытать свои силы в решении задач, и пр.

Эффективность проведения дней открытых дверей самая высокая (52 %), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали - 45 %, профессиональные пробы - 33 %, мастер-классы - 30 %) .

Однако с переходом на новую систему оплаты труда учителей школы между школами и учреждениями СПО появилась конкурентная борьба за выпускников 9-х классов. Школам выгоднее, чтобы учащиеся продолжали обучение в 10 и 11-х классах, а учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы выпускники 9-х классов пришли приобретать профессию. Поэтому эффективность таких мероприятий, как презентации образовательного учреждения (далее - ОУ) в школах, экскурсии в ОУ СПО, достаточно низкая, поскольку обусловлена незаинтересованностью школ города в совместной с учреждениями НПО и СПО профориентационной работе . Отсюда трудности в организации систематических мероприятий с одной и той же группой школьников по ознакомлению с профессиями и содействию в выборе. Хотя эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы.

Требуется подбор таких форм и методов организации профориентационной работы, которые позволяли бы в сжатые сроки, в ограниченных временных рамках и представлять особенности профессии, и оценить свои возможности учащимся (хотя бы частично).

Используя в учебно-воспитательном процессе при подготовке специалистов среднего звена технологию модерации, мы нашли способ ее применения и в профориентационной работе.

Модерация - это метод работы в группе и с группой. Сама идея модерации активно разрабатывалась с середины 1960-х годов как средство нахождения компромисса между руководителем и подчиненным, заказчиком и исполнителем. Это было связано с общественными волнениями, вызванными политическими событиями, когда люди захотели активно участвовать в принятии решений, которые касались их прав, и требовали внимания к своим нуждам .

Несмотря на то, что технология модерации «разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью рабочих техник создаются условия для принятия эффективных решений в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему…» , обобщенной целью модерации является организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников, в то время как гибкость модерации, которая включает не один метод или конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник и их вариаций, имеет потенциал для применения не только в сфере профессиональной подготовки, переподготовки или тренингов, но и в образовательной деятельности учебных заведений различного уровня.

Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача - сглаживать возможные конфликты, умерять работу команд, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы, в том числе за счет холистической концепции (при объединении частей в целое появляется некий групповой потенциал, который каждой части по отдельности не присущ).

Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.

Далее будет описан элемент профориентационной работы, который может быть включен в различные мероприятия: лекции-беседы со специалистами, кинолектории, профессиональные пробы, серию уроков в рамках факультативных занятий и т.д.

Профессиональная ориентация не должна включать исключительно рекламу той или иной профессии, как это зачастую происходит на лекциях, беседах, проводимых преподавателями ОУ, специалистами с предприятий или на днях открытых дверей в ОУ. На сегодняшний момент в программах общего среднего образования отсутствует обязательная составляющая начального профессионального образования, организуемая учебно-производственными комбинатами, что лишает учащихся возможности знакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях. Поэтому у школьников практически нет возможности оценить свои, способности и пригодность к той или иной профессии.

В рамках такой ситуации становится актуальным проведение профессиональных проб, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии. Подготовка сценариев профессиональных проб и самих заданий, которые были бы под силу школьникам, требует больших временных затрат и в данный момент находится на начальной стадии разработки в колледже.

Однако важна и собственная оценка учащихся относительно своих способностей и возможностей.

Профориентационные мероприятия. Ход элемента

Учащиеся разделяются на группы по 3‒5 человек случайным образом (например, вытягивая номер своей команды). Каждой команде выдаются листы формата А2 (или А1), разноцветные самоклеящиеся стикеры, маркеры.

Командам предлагается создать модель специалиста по рассматриваемой на мероприятии профессии.

Учащимся необходимо в группах составить модель того специалиста, которого они представляют. То есть актуализировать те знания, понятия, догадки, которые у них есть, объединить это в один образ и продемонстрировать другим командам.

У школьников такое задание, конечно, может вызвать затруднения, поэтому в задачи модератора входит помочь им, подсказать, в каких направлениях следует действовать.

Необходимый инструментарий: листы формата А2 или А1 по количеству сформированных команд, самоклеящиеся стикеры различных цветов или форм, маркеры разных цветов.

Модератор дает следующие комментарии для учащихся: отразить на своей модели следующие аспекты специалиста по выбранной профессии: «Что делает? С чем делает? Какой должен быть человек? Возможно, какие у него могут быть увлечения? Должен ли он общаться с другими людьми? Как общаться? Где он должен учиться? Какие предметы знать? Нужно ли ему узнавать что-то новое? Почему? Должен ли он быть сильным?»

Каждая команда представляет модель своего специалиста для остальных команд, перечисляя то, что, по их мнению, является важным. Обычно команды изображают на своем листе образ человека и располагают вокруг него перечень качеств. Качества, относящиеся к разным категориям, учащиеся выделяют разными цветами маркеров или записывают на стикеры разного цвета.

Другие команды по ходу выступлений могут добавлять на свою модель те пункты, которые по каким-либо причинам не были отмечены ранее.

На модель вносятся кратко мнения участников команды относительно своих ощущений, могли бы они работать по этой специальности или нет, в чем их плюсы и минусы.

Модель фотографируется, распечатанные модели вручаются участникам мероприятия в качестве памятки.

Учащиеся могут чувствовать себя скованно. Поэтому задача модератора состоит в том, чтобы направить деятельность команды на совместное обсуждение темы, сгенерировать идеи, выбрать наиболее подходящую, создать образ, заполнить его необходимым материалом.

Оценка эффективности мероприятия

Оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет сложность, вызванную невозможностью быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью, является правильным и точным .

Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты. Мы рассматривали часть мероприятия, которая проводилась с применением технологии модерации. Оценка эффективности мероприятия проводилась на уровне непосредственных впечатлений, то есть фиксировались субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия. Оценка мероприятия на уровне усвоения и поведения проблематична, требует больших временных затрат , так как подразумевает длительный систематический контакт с группой учащихся (что в сложившихся условиях маловероятно).

В модерации обязательным условием является наличие обратной связи, которая проводится с использованием визуализации и вербализации. Получение обратной связи организуется методом опроса. Каждой команде задается схема отзыва: каждому участнику необходимо для себя ответить на ряд вопросов и отметить ответы на своей модели (галочками, дополнительными стикерами). Вопросы для отзыва участников: «Что нового я узнал о профессии? Какие качества нужны, чтобы стать успешным специалистом по рассматриваемой специальности? Какие качества есть у меня? Каких качеств не хватает?» Количество ответов на вопросы рефлексии со стороны группы подсчитывается. В случае, если участников немного и временные рамки позволяют, можно заслушать мнения учащихся вслух.

В табл. 1 представлены результаты обратной связи с учащимися после мероприятия с применением технологии модерации. Создание модели специалиста апробировалось на трех различных группах школьников 9-х классов.

Таблица 1

Результаты опроса учащихся после проведения мероприятия

Из результатов опросов видно, что учащиеся были активны на этапе рефлексии. Цель этапа мероприятия с применением технологии модерации была достигнута: участники сопоставили имеющиеся у них качества и интересы с теми, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности по рассматриваемой специальности.

Применение технологии модерации в профессиональном самоопределении

Применение технологии модерации возможно и на этапе профессионального самоопределения, то есть в ориентировании студентов на добросовестное получение профессии, на стремление к построению карьеры по выбранному направлению и т.д.

Здесь преподаватель перестает быть наставником, и студенты становятся субъектами деятельности.

Технология модерации может применяться и в работе по профессиональному самоопределению, то есть со студентами колледжа, уже выбравшими будущую профессию.

Примером профориентационного мероприятия для студентов СПО, проводимого в Нижнетагильском горно-металлургическом колледже с применением технологии модерации, является мероприятие «Моя будущая профессиональная карьера» .

Студенты предварительно делятся на несколько команд, каждая из которых получает задание по поиску информации из различных источников. Это информация о предприятиях города, где могут осуществлять свою профессиональную деятельность будущие выпускники по своей специальности (команда «Предприятия»), информация о необходимых условиях устройства на работу (команда «Отдел кадров»), сведения об образовательных учреждениях, где могут быть получены дополнительные квалификации работника для продвижения по карьерной лестнице (команда «Учебные заведения»), информация об особенностях той или иной должности по выбранной специальности («Соискатели»). По окончании сбора информации команды собираются в аудитории, обсуждают результаты своей работы, формулируют основные моменты. Модератор фиксирует всю представленную студентами информацию на доске в виде пирамиды карьерного роста. То есть обсуждаются должности, на которых могут поработать выпускники колледжа, устроившись на то или иное предприятие, какие им нужны навыки и опыт, какова ответственность, где они могут получить дополнительное образование, какие документы нужно предоставить для трудоустройства и т.д. После завершения построения пирамиды производится оценка эффективности мероприятия в виде опроса. Студентам предлагается высказаться, какие из рассмотренных должностей им интересны, на каких они смогли бы работать, какие качества предстоит для этого в себе развивать, какие знания, опыт приобретать.

Таблица 2

Активность участников во время итогового опроса

При апробации мероприятия была зафиксирована активность всех его участников в обсуждении, в формулировании перспектив своего дальнейшего профессионального развития. В завершение мероприятия свое мнение высказали все члены команд и отметили, что узнали что-то новое для себя, определили набор навыков, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Результаты рефлексии представлены в табл. 2.

Результаты опроса, демонстрирующие высокую активность участников мероприятия, свидетельствуют о том, что технология модерации может быть применена и на этапе профессионального самоопределения студентов колледжа.

Профориентация - это не только знакомство с миром профессий, но и содействие в выборе будущей профессии. Рассмотренная технология модерации может быть использована как одна из форм проведения этапов различных профориентационных мероприятий. Это могут быть беседы-лекции, профессиональные пробы, игры и викторины. Данная технология позволяет сделать участников субъектами процесса. При групповой работе происходит взаимное обучение, передача друг другу знаний и опыта.

Рецензенты:

Лапенок М.В., д.п.н., к.т.н., доцент, директор института математики, информатики и информационных технологий, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург;

Попов С.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, (филиал) Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Нижний Тагил.

Библиографическая ссылка

Карелова Р.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4755-4759;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38064 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мероприятия профориентационной направленности

Система профориентации включает в себя следу-ющие элементы: профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование), профессиональная диагностика , направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта-ция, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществ-ляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.

Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации.

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом фор-мирования всесторонне развитой личности, с подготов-кой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

Формы занятий: лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия, профориентационные игры.

Примерные темы занятий

1. Знакомство. Тренинговые упражнения (игры).

2. Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

3. Факторы, влияющие на выбор профессии (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. .

4. Профессии с большой перспективой. Осознание препятствий на пути к профессиональным достижениям.

5. Профессиональные ценности - методика ранжирования профессиональных ценностей. «Выбор профессии».

6. Самооценка и уровень притязаний личности.

7. Темперамент и профессии Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

8. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная игра.

9. Активизирующая профориентационная игра. Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя.

10. Новые профессии нашего времени. Профессиональные черты характера.

11. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования.

12. Личные и профессиональные цели.

13. Личный профессиональный план. Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Практическая работа.

14. Конкурентоспособная личность. Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели.

15. Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. Конфликты.

16. Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу.

17. Составление индивидуального (личного) профессионального плана. Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия.

Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы :

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.

4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

5. Каждый по очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в про-фессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри-мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия-ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, на-сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче-ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох-мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза-тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало(6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас-сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про-исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали-зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен-ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве-дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую-щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на-ходиться в творческом напряжении.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д. Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Объективными показателями эффективности профориентации школьников являются: реализация выпускниками школ своих профессиональных намерений; выбор выпускниками школ профессий, нужных в данном регионе; производственная и общественная активность выпускников школ.

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации.

Статистика

Человека, который выбирает специальность, называют оптантом (от латинского слова optacio - "избрание, желание"). В результате его действий должно сформироваться достаточно четкое и реалистичное представление о профессиональной общности, к которой он себя отнесет в будущем. Как показывают результаты разнообразных исследований, детям в юном возрасте, к примеру, известно только 20-25 специальностей. В этой связи профориентация подростков зачастую отличается стихийным характером. Исследование мотиваций выбора той или другой специальности показало, что существенная роль в этом принадлежит окружающим. Так, порядка 25 % отдают предпочтение профессии под влиянием более самостоятельного друга, 17 % руководствуются советами взрослых, 9 % - сведениями из СМИ. Выбор еще 9 % обуславливается разными несущественными факторами (например, незначительная удаленность вуза от дома). Только 40 % школьников ориентируются на содержание будущей работы.

Актуальность проблемы

Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой В частности, не учитывается психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами.

Решение проблемы

Для правильного выбора необходимо изучить наиболее распространенные, востребованные специальности. Кроме этого, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам. Также важно изучить собственные особенности, специфику мышления, характера, темперамента, нервной системы. Полученные выводы следует сопоставить и с требованиями той или иной сферы деятельности. Необходимо отметить, что чем раньше будет проделана работа по профориентации, тем результативнее она будет в итоге.

Что такое специальность?

Она представляет собой необходимую для общества ограниченную (ввиду разделения труда) сферу приложения духовных и физических сил человека. Она дает возможность получать средства для существования и развития. Профессия представляет собой группу родственных специальностей. К примеру, существуют токари-расточники, токари-универсалы и пр. Эти специальности объединены в группу, именуемую "токарная профессия".

Классификация

Сегодня существует огромное количество специальностей. Чтобы стала полезной для детей, необходимо четко разграничить направления их возможной деятельности в будущем. Классификация осуществляется по различным критериям. Например, это может быть разделение по отраслям, уровню квалификации, психологическим требованиям и пр. Определить направленность интересов можно, пройдя тест на профориентацию. В настоящее время разработаны самые разные опросные листы. Тест на профориентацию поможет выявить способности человека в той или иной области, приоритет конкретной сферы деятельности. Довольно распространенным является разделение на типы взаимодействий человека с:

  1. Природой.
  2. Техникой.
  3. Человеком.
  4. Художественными образами.
  5. Знаками.

В каждой из этих сфер присутствуют конкретные специальности, из которых ребенок может выбрать наиболее подходящую.

Человек и природа

Если анкета по профориентации показала приверженность ребенка к этому направлению деятельности, то, скорее всего, у него есть определенные успехи в таких предметах, как биология, анатомия, зоология, ботаника, физиология. Особенностью категории специальностей "человек-природа" считается то, что все они нестандартны, изменчивы и имеют определенную сложность. Их трансформация подчиняется внутренним законам естественной среды. В этой связи занятие по профориентации в этом случае должно включать в себя задания на выявление инициативности, самостоятельности при решении конкретных поставленных задач. Специалист в этой сфере должен не только много знать, но и обладать способностью предвидеть те или иные изменения. Здесь, кроме прочего, важны творческие навыки, отзывчивость, заботливость. Специалист должен помнить, что многие изменения в организмах могут стать необратимыми.

Специфика деятельности

Профориентация учащихся в определенной степени должна подготовить их к возможным сложностям в той или другой сфере. Например, говоря о специальностях типа "человек-природа", необходимо сказать, что многие из них связаны с техникой. Например, растениеводы, агрономы используют разнообразное оборудование. Сложная техника присутствует и в работе микробиологов. Аналогичная ситуация и с животноводческими специальностями. В настоящее время они все больше переводятся на индустриальную основу. В рамках коллектива они также занимаются установлением межличностных отношений. Кроме того, зачастую им приходится вникать в тонкости учета, анализировать экономические результаты собственной деятельности. Некоторые специальности требуют художественных навыков. Например, это характерно для таких профессий, как флористы, озеленители.

Важный момент

Когда проводятся мероприятия по профориентации, дети должны видеть не только положительные, но и отрицательные стороны той или иной профессии. Необходимо, чтобы они поняли и оценили свое личное, действительное отношение к будущей деятельности. Например, для специальностей типа "человек-природа" важно отграничивать обычную любовь к окружающей среде от стремления внести в нее что-то важное, нужное, решить какую-то проблему, улучшить состояние системы. Выбирая такую профессию, нужно знать, что для специалиста природа - это не место отдыха. Она выступает как мастерская, где он будет отдавать свои силы и время.

Техническое направление

В нем труд специалистов связан с механизмами, машинами, энергией в разных ее видах. Это направление подойдет для детей, успешных в физике, математике, черчении, химии. Техническое направление следует рассматривать широко, не сводить его к одним "железкам". Специальности могут быть связаны и с неметаллическими объектами. Например, это может быть пищевое сырье, ткани, пластмасса, полуфабрикаты. Особенностью объектов труда является то, что их можно точно измерить, охарактеризовать по многим признакам. Соответственно, при их перемещении, обработке, изменении от специалиста потребуется определенность действий.

Особенности технической сферы

Профориентация молодежи должна показывать возможности той или иной области деятельности. Например, техническое направление - это огромное поле для изобретательства и новаторства. Следовательно, ключевым условием успеха в этой сфере является наличие тяги к моделированию, способности разъединять и соединять объекты и их элементы. При этом изобретать можно не только инструменты и прочие предметы труда, но и технологии, способы выполнения операций. Еще одним важнейшим условием успеха в данной области выступает наличие высокой дисциплинированности.

Сфера "человек-человек"

Специальности в этой области связаны с воспитанием, обучением, руководством, обслуживанием. Такую деятельность, как правило, выбирают те дети, которые успешны в таких предметах, как литература, история, обществознание и пр. Ключевой особенностью этой сферы является то, что суть труда в ней заключается во взаимодействии между людьми. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что от специалиста требуется двойная подготовка:

  1. Необходимо уметь формировать и поддерживать взаимоотношения с людьми, разбираться в их психологии, понимать их.
  2. Нужно иметь подготовку в тех или иных областях искусства, техники, производства, науки и пр.

Категория специальностей "человек и знаковая система"

Эта сфера деятельности связана с обработкой данных, представленных в виде формул, цифр, текстов. Неотъемлемыми элементами современного мира считаются разнообразные знаковые системы. Сегодня ежедневно активно используются всевозможные чертежи, топографические карты, схемы, таблицы, условные сигналы, формулы и так далее. От специалистов, занятых в сфере знаковых систем, требуются особые умения и склонности. В процессе работы необходимо выполнять контроль, учет, обработку информации. От специалистов часто требуется разработать новые знаковые системы.

Человек и художественный образ

Все специальности в этой сфере условно разделяются на несколько категорий. Критериями выступают исторически обособившиеся виды художественного изображения реальных событий. Так, выделяют профессии, связанные с:

  1. Изобразительным искусством.
  2. Литературой.
  3. Музыкой.
  4. Актерско-сценической деятельностью.

Эти категории не имеют четких границ, они находятся в том или ином взаимодействии. В качестве одной из особенностей специальностей этой сферы выступает то, что большая часть трудозатрат работников скрыта от посторонних. Во многих случаях даже предпринимаются специальные меры для создания эффекта непринужденности, легкости результата деятельности. К примеру, выступление артиста на сцене может длиться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, он каждый день по нескольку часов совершенствует свое мастерство, репетирует, соблюдает режим.

Программа профориентации для старшеклассников - что это такое?

Как выше было сказано, сегодня существует множество руководств и методических материалов как для детей, так и для взрослых. Между тем их изучение далеко не всегда приносит желаемый результат. У многих детей не только не формируется ясное представление о специальностях и возможных сферах деятельности, но и, наоборот, проблема выбора только усугубляется. Именно поэтому в образовательных учреждениях проводится День профориентации. Внеклассная деятельность по разъяснению детям специфики трудовых отношений в той или иной сфере сегодня недостаточно развита. Профориентация для школьников является мощным и эффективным инструментом, способствующим решению актуальной для них проблемы. Ее целью является содействие в формировании у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в трудовой сфере. В качестве одной из ключевых задач выступает создание необходимых условий для самостоятельной деятельности каждого ребенка. Профориентация для школьников позволяет детям выявлять свои индивидуальные особенности, склонности, предрасположенность к какой-либо деятельности.

Ключевые элементы

Профориентация в 9 классе предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. В форме теоретических знаний, игр, творческих упражнений развивается самосознание детей. В ходе взаимодействия с преподавателями и другими специалистами формируется устойчивая система ценностей. Дети начинают моделировать свое будущее. Это основные задачи, которые выполняет профориентация. 11 класс - период, когда дети вплотную подходят к вопросу выбора. К этому времени большинство из них должны уже иметь четкие представления о своем будущем, составить "идеальный образ" специалиста.

Введение

На первом этапе проводится подготовка к ознакомлению с материалом, касающимся трудовой сферы. Она включает в себя этапы формирования профессиональной деятельности, способы выбора специальности. Дети знакомятся с ключевыми понятиями, определениями, с источниками информации о будущей трудовой сфере.

Основные стадии

Темы по профориентации не сводятся исключительно к описанию тех или других специальностей. Процесс включает в себя:

  1. Развитие понятий и представлений, связанных с миром трудовой деятельности.
  2. Активизацию самосовершенствования и самопознания.
  3. Формирование умений определять ключевые качества для той или другой профессии.
  4. Развитие представлений о специальном образовании.

План

Профориентация старшеклассников предполагает, что к концу года дети освоят ключевые образовательные навыки. К ним, в частности, относят умения познавать себя, особенности эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента. Учащиеся составляют план по самоконтролю, развитию воли, регулированию эмоций. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. На следующем этапе профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На третьем этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования.

Профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с психологией труда в той или иной сфере. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями детей. В процессе ознакомления с основными направлениями деятельности учащиеся усваивают суть работы по той или иной специальности. В результате дети осознают, что такое взаимное соответствие человека его будущей специальности.

Нормативная база

Профориентация старшеклассников проводится по плану, разработанному в соответствии с:

  1. Положением о порядке госаккредитации и аттестации.
  2. ФЗ "Об образовании".
  3. Типовым положением об учреждении дополнительного обучения.

При разработке плана принимаются во внимание Минобрнауки и Требования к оформлению и содержанию учебных программ по доп. образованию детей.

Разделы плана

В рамках программы по профориентации детям предлагается изучение следующих понятий:

  1. Потребности, мотивы, цели и смысл деятельности.
  2. Неуспех и успех в работе, оценка, уровень достижений.
  3. Движения и действия человека, умения, навыки, знания.
  4. Виды деятельности, социальные мотивы, особенности труда.
  5. Профессии, специальности занятий, их психологические характеристики.

Детям также разъясняются особенности общения в рамках трудовой деятельности. Дополнительно описываются психологические характеристики работы в экстремальных условиях. В заключение предполагается подведение итогов внеклассной деятельности, обобщение результатов, доведение их до детей, родителей и педагогов.

Условия реализации

Для проведения занятий по профориентации в образовательном учреждении должно быть выделено просторное помещение, в котором дети смогли бы получать теоретические знания. Кроме этого, обустраивается комната для творческой деятельности. В образовательном учреждении должна быть библиотека с читальным залом, где можно найти всю необходимую литературу по интересующим темам, а также компьютерный класс, помещение для просмотра видеозаписей. Детям предлагается участие на добровольной основе. Как показывает практика, желающих посещать занятия по профориентации достаточно много. Дети приводят своих друзей и единомышленников, что способствует свободному общению, увлеченности и совместной деятельности.

План рассчитан на последовательное прохождение этапов и получения необходимых знаний. Такая практика позволяет детям усвоить социально-значимые аспекты. В частности, они получают навыки и умения в прикладном творчестве, исследовательской работе. Дети изучают особенности межличностного общения в психологическую специфику той или иной деятельности. В результате старшеклассники расширяют свой кругозор в сфере профессий, получают информацию об учебных заведениях своего города или района.

Несомненно, многое будет зависеть от педагога. Поэтому он должен быть подготовленным к выполнению самых разных задач, предъявлять к себе соответствующие четкие требования. Основная его задача - увлечь детей, вызвать у них желание разобраться в мире профессий, выявить свой потенциал, оценить его применительно к той или другой специальности. Планомерная внеклассная деятельность позволит изучить трудовую сферу с самых разных сторон. Наличие этих знаний позволит старшекласснику без проблем выбрать ту профессию, в которой он сможет себя полностью реализовать.

Заключение

Должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности.

Выбирая должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.

Анализ результатов

профориентационной работы в

МБОУ «СОШ № 5»

1. Наличие программы по профориентационной работе

Программа МБОУ «СОШ № 5» по профориентационной работе: «Пути профессионального самоопределения»

Цель программы : актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения.

Задачи программы:

  1. Ознакомить обучающихся с миром профессий, с основами профессионального выбора в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, с системой образования в России и путях получения профессий.
  2. Обеспечить обучающимся возможность соотнести свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
  3. Оказать помощь обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения на основе их индивидуальных психологических особенностей и мотивации.
  4. Развивать способности обучающихся делать профессиональный выбор, опираясь на собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
  5. Организовать проведение мониторинга профессиональных и жизненных планов выпускников и их готовности к выбору профессионального пути.

Целевые группы: обучающиеся, педагоги, родители

2. Общее количество обучающихся (с 5 по 9 класс) – 439

3. Работа с учащимися:

5 - 7 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Проведение классных часов по изучению мира профессий.

Выполнено

Встреча со специалистами «Центра занятости» населения, представителями различных профессий.

Выполнено

Проведение акций, посвящённых организации празднования дней профессий.

Выполнено

8 - 9 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности.

Выполнено

Предпрофильная подготовка

Курсы «Твой компас на рынке труда»

Выполняется

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий.

Выполняется

Проведение классных часов по изучению профессиограмм профессий.

Выполнено

Проведение выставки «Выбор профессии – первый самостоятельный шаг, который зависит от вас».

Выполнено

Проведение конкурса сочинений у выпускников на тему: «Профессия, которую я выбрал, сегодня нужна и востребована».

Выполнено

Проведение конкурса рисунков у выпускников на тему: «Профессия, которая мне нравится».

Выполнено

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

Выполняется

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

Выполняется

Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования (ДДТ, «Поиск», ДЮСШ).

Выполнено

  1. Формы работы с родителями:

Родительское собрание

Круглый стол

Совместные консультации со специалистами школы (педагоги, психологи)

5. Психологическое сопровождение профориентационной работы:

5.1. Виды работы:

Знакомство с профессиями, расширение знаний на курсах «Твой компас на рынке труда»;

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий;

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

5.2. Используемые методики:

- «Карта интересов» А.Е.Голомштока, модификация Г.В.Резапкиной;

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту»;

Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности;

Сайт: www.proforientator.ru тест «Профориентатор (личностный блок)»;

Методика «Ориентир» И.Л.Соломина

Методика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина;

- «Опросник профессиональных выборов» А.В. Кибирев;

Методика «Диагностики мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

- «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова);

Определение типа темперамента (Опросник Айзенка);

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова);

Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского);

- «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка);

Тест К. Томаса « Стили разрешения конфликтов»;

Шкала ситуативной тревожности (Методика Кондаша).

6. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования

  1. Взаимодействие с предприятиями, организациями

№ п/п

Наименование учреждения профессионального образования

Форма взаимодействия

Классы

Нефтегазовый колледж

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский корпоративный институт

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский профессиональный лицей

экскурсия,

круглый стол

СКБ Банк

экскурсия,

круглый стол

Пожарная часть -114 6-ОФПС

экскурсия,

круглый стол

ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция переливания крови»

экскурсия, профессиональные пробы

круглый стол

ОМВД России по г. Нефтеюганску

экскурсия,

круглый стол

Туристическое агенство «ЮГРА-ИНТУР»

Экскурсия, круглый стол

МУ «Центр молодежных инициатив»

Проведение тренингов, веревочных курсов специалистами по работе с молодежью. Организация профессиональных проб.

8. Перечень учебников, методических комплексов, пособий, используемых в профориентационной работе:

№ п/п

Наименование учебника, метод пособия и др.

Год издания

Кому предназначено

Твоя профессиональная карьера

Чистякова С.Н.

2000

обучающиеся,

учителя

Твой компас на рынке труда

Бендюков М.А.

Соломин И.Л.

2000

обучающиеся,

учителя

Как выбирать профессию

Климов Е.А.

1990

обучающиеся,

учителя

Психология профессионального самоопределения

Климов Е.А.

1996

обучающиеся,

учителя

9. Социологические исследования, мониторинги по профессиональным планам и намерениям выпускников проведенные за последние 3 года

№ п/п

Тема исследования

сроки

класс

Количество респондентов

Итоги (результаты)

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Определение профессиональных интересов и склонностей уч-ся

апрель

Радиотехника- 7 (5%)

5 (4%)

4 (3%)

Обработка материалов – 4 (3%)

3 (2%)

2 (1%)

Транспорт – 20 (14%)

25 (17%)

24 (16%)

Социология – 27 (18%)

22 (15%)

25 (17%)

Филология – 25 (17%)

24 (16%)

20 (13%)

Связи с общественностью – 8 (5%)

15 (10%)

18 (12%)

Экономика – 27 (18%)

25 (17%)

27 (18%)

Психология – 5 (4%)

5 (4%)

3 (2%)

Информационные технологии – 25 (17%)

23 (16%)

27 (18%)

Определение профессиональной направленности уч-ся

февраль

Общественно-гуманитарные – 64 (43%)

70 (48%)

72 (48%)

Физико-математические – 34 (23%)

40 (27%)

35 (23%)

Естественно-научные – 18 (12%)

11(7%)

25 (17%)

Технические – 23 (16%)

23 (16%)

12 (8%)

Определение смысложизненных ориентаций

март

Наличие цели в будущем – 45 (31%)

54 (37%)

65 (43%)

Психологи

Осуществление диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности

Педагог-организатор

Организация экскурсий на предприятия, проведение встреч, круглых столов со специалистами предприятий и организаций города

Классный руководитель

Проведение классных часов по профессиональной ориентации

Заместитель директора по УВР

Координация деятельности педагогического коллектива по проведению профессиональной ориентации в образовательном учреждении

Введение

За время прохождения учебно-ознакомительной практики с 06.07 по 19.07 с вопросом о поступлении в ВУЗ ко мне обратилось около 70 человек, из них около 25 человек на факультет «Иноватики и Организации производства». На специальность, на которой я обучаюсь «Организация работы с молодежью» 2 человека. Специальность «Организация работы с молодежью» было создана около 8 лет назад Министерством образования и науки Российской Федерации. Главная цель при создании нашей специальности - это подготовка высококлассных специалистов по работе с молодежью, молодежными организациями, работой в государственных и общественных организациях занимающимися проблемами социального конструирования.

Необходимость данной работы была поставлена в «Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ». По словам Президента»… воспитание и работа с подрастающим поколением России одна из важнейших задач современного государства»

Работа с молодежью - достаточно новая профессия, немногие еще о ней знают, но она уже приобретает популярность.

В подготовке специалиста по работе с молодежью учебно-ознакомительная практика занимает важное место, так как она позволяет применить систему знаний полученную студентом на первом курсе.

Учебно-ознакомительная практика позволяет выработать определенные компетенции (учебного плана бакалавров - socis.ucoz.ru)

Цель практики: познакомится с методами общения, коммуникативной деятельностью в молодежной среде и технологией организации молодежных мероприятий и управления работы с молодежью;

Задачи практики:

Углубление и закрепление на практике теоретических знаний, ранее полученных в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «Волонтерство как вид социальной деятельности», «Социальная педагогика, «Введение в специальность», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», «Правовые основы работы с молодежью», «Организация досуга молодежи», и др;

Получение навыка работы с абитуриентами и их родителями;

Ознакомление на практике с уставными документами, нормативно - правовой базой

Изучение особенностей информационного отдела при приемной комиссии.

Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов

Цель, задачи, методы и план организации профориентационной работы

абитуриент профориентационный комиссия приемный

Профориентационная работа - это помощь абитуриентам в выборе правильной и востребованной специальности.

Цель профориентационной работы: провести профориентационное собеседование, обеспечить осознанный выбор абитуриентом будущей специальности и научится устанавливать коммуникацию в групповой и межгрупповой работе.

Сформировать умения коллективного взаимодействия и коммуникативных навыков в процессе организации профориентационной деятельности;

Обсудить важность межгруппового взаимодействия и выработки корпоративной культуры поведения.

Работа информационного отдела проводилась двумя группами студентов, которые состояли из трех студентов и преподавателя. Часы работы с 8.00 до 12.00 и с 12.00 по 16.00.

Методы работы с абитуриентами:

Проведение разъяснительной беседы среди абитуриентов;

Раздача информационного материала для абитуриентов;

При необходимости абитуриентов провожать в приемные комиссии;

План организации профориентационной работы:

Проведение беседы среди абитуриентов и их родителей по интересующим специальностям;

Оказать помощь по адаптации абитуриентов в вузе;

Провести анализ результатов работы.

Loading...Loading...