Солидарная ответственность центра технического аудита ржд. Корпоративное управление в оао "ржд"

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Порядок проведения аудита в подразделениях стандартизации

В целях установления общих требований к порядку проведения аудита в подразделениях по стандартизации ОАО "РЖД" и обеспечения высокого качества деятельности в области стандартизации в ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2009 г. СТО РЖД 1.01.006-2008 "Порядок проведения аудита в подразделениях стандартизации".

2. Начальнику Департамента технической политики ОАО "РЖД" Назарову А.С. организовать работу по проведению аудита подразделений стандартизации ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

3. Руководителям департаментов и управлений, железных дорог и других филиалов, иных структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить соблюдение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"В.А. Гапанович

Стандарт ОАО "РЖД" "СТО РЖД 1.01.006-2008"
"Порядок проведения аудита в подразделениях стандартизации"

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения проверки организации работы и выполнения функций подразделениями открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), осуществляющими работы по стандартизации в соответствии с возложенными на них обязанностями (далее - аудита).

Стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления, филиалами и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

- ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения";

- ГОСТ Р 1.12-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения".

3. Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины, установленные Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ Р ИСО 9000 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Подразделение стандартизации - подразделение ОАО "РЖД" или структурная единица подразделения ОАО "РЖД" (в т.ч. функционального филиала), или назначенные установленным порядком работники ОАО "РЖД", ответственные за работу по стандартизации.

3.2. Аудит - систематический, объективный и документировано оформленный процесс проверки подразделений ОАО "РЖД", ответственных за работу по стандартизации, с целью определения степени соблюдения установленных для них правил и выполнения возложенных на них функций.

3.3. Программа аудита - описание мероприятий и мер по проведению конкретного аудита.

3.4. Техническая документация - конструкторская и технологическая документация.

4. Общие положения

4.1. Основанием для проведения аудитов подразделений стандартизации является Положение о службе стандартизации ОАО "РЖД" . Аудит подразделений стандартизации осуществляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.2. Целью аудита подразделений стандартизации являются обеспечение выполнения предъявляемых к ним требований, совершенствование содержания и механизмов их деятельности в области стандартизации.

Задачей аудита подразделений стандартизации является проверка успешности выполнения ими обязанностей в работах по стандартизации.

4.3. Аудиту могут быть подвергнуты подразделения стандартизации проектно-конструкторских и проектно-технологических филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", подразделения стандартизации на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", подразделения стандартизации в других функциональных филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД".

4.4. Заказчиком и организатором проведения аудита подразделений стандартизации является Департамент технической политики ОАО "РЖД".

4.5. Аудит подразделений стандартизации осуществляют в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым распоряжением ОАО "РЖД". Проект плана проведения аудитов разрабатывает заказчик.

Утвержденный план проведения аудитов размещается на информационном портале, организуемом Департаментом технической политики ОАО "РЖД".

4.6. Аудит подразделений стандартизации, как правило, проводят в качестве отдельного мероприятия.

Допускается проведение аудита подразделений стандартизации в рамках внутреннего аудита системы менеджмента качества, либо в рамках проведения школ передового опыта, либо в рамках проверок деятельности метрологической службы.

4.7. Организацию проведения аудита заказчик в установленном порядке может возложить на научно-методический центр по стандартизации, определяемый из числа научных организаций и учреждений, имеющих значительный опыт работ в области стандартизации.

5. Порядок проведения аудита

5.1. В соответствии с ежегодным планом проведения аудитов заказчик для проведения каждого аудита назначает руководителя конкретной аудиторской группы.

5.2. Руководитель аудиторской группы формирует ее из числа специалистов в области стандартизации и представляет на согласование заказчику аудита.

5.3. После согласования заказчиком состава аудиторской группы руководитель распределяет конкретную работу между ее членами.

5.4. Руководитель аудиторской группы с привлечением членов группы разрабатывает программу аудита.

5.5. Программа аудита в общем случае должна содержать:

Цель аудита;

Сведения о заказчике аудита и проверяемом подразделении;

Место проведения аудита;

Сроки проведения аудита;

Критерии аудита;

Заключение по вопросам устранения замечаний по предыдущим аудитам (при их проведении).

5.6. Программу аудита руководитель аудиторской группы утверждает у заказчика и направляет проверяемому подразделению стандартизации не позднее чем за месяц до начала проведения аудита.

5.7. Руководитель аудиторской группы устанавливает рабочий контакт с руководителем проверяемого подразделения.

В процессе взаимодействия руководители аудиторской группы и проверяемого подразделения обмениваются информацией по аспектам программы проведения аудита и составу аудиторской группы.

Обсуждению могут подлежать порядок предоставления доступа в административные и производственные помещения в процессе проведения аудита, уточнение объема проверяемой документации, необходимость и порядок взаимодействия с сопровождающими лицами () и другие организационно-технические вопросы.

5.8. Руководитель проверяемого подразделения стандартизации для объективности и беспристрастности заключения по результатам аудита вправе требовать замены членов аудиторской группы по объективным причинам (например, в случае прежней работы в проверяемой организации или в случае документально оформленных сведений о неэтичном поведении члена аудиторской группы в период проведения предыдущих проверок).

Замену членов аудиторской группы согласовывают с заказчиком аудита.

5.9. Руководитель аудиторской группы сообщает руководителю проверяемого подразделения стандартизации о конкретной дате начала проведения аудита не позднее чем за 15 календарных дней до начала проведения аудита.

5.10. По согласованию с руководителем аудиторской группы руководитель подразделения стандартизации или главный инженер структурного подразделения ОАО "РЖД", в котором проводят аудит, назначает специалистов, сопровождающих аудиторскую группу. Указанные специалисты должны быть освобождены от основных обязанностей на время проведения аудита.

5.11. В обязанности специалистов, сопровождающих аудиторскую группу, входит:

Обеспечение контактов членов аудиторской группы с представителями проверяемого подразделения;

Выполнение роли свидетеля аудита от имени проверяемого подразделения;

Обеспечение правильности собираемой информации в ходе проверок;

Оказание необходимой организационной помощи членам аудиторской группы при проведении аудита.

5.12. Перед проведением аудита аудиторская группа должна ознакомиться и проанализировать отчеты по предыдущим аудитам (при наличии).

Допускается проведение указанного анализа на месте проведения аудита, что должно быть предусмотрено в программе аудита.

5.13. Во время проведения аудита на основе анализа документов, опроса и наблюдений собирают и проверяют информацию, относящуюся к целям проведения аудита.

Анализу подлежат, прежде всего, положение о подразделении стандартизации или должностные инструкции работников, ответственных за работу по стандартизации, их задачи, функции, обязанности. При этом учитываются особенности структуры и условий деятельности данного подразделения ОАО "РЖД", характер и объем производственно-хозяйственной деятельности.

Аудиту подлежат деятельность по внедрению стандартов, установленный в подразделении порядок проведения экспертизы проектов разрабатываемой нормативной и технической документации, выполнение правил содержания, обновления и актуализации применяемого фонда нормативных документов, организация повышения квалификации кадров в области стандартизации и другие вопросы.

5.14. В ходе аудита члены аудиторской группы имеют право:

Задавать вопросы, касающиеся целей аудита;

Производить наблюдения за деятельностью проверяемого подразделения, производственной средой;

Пользоваться документацией, относящейся к объекту аудита; запрашивать дополнительную информацию для целей аудита.

6. Требования к аудиторской группе

6.1. Руководитель и члены аудиторской группы должны иметь опыт работы в области стандартизации: в деятельности по разработке стандартов, их внедрению в производственно-хозяйственные процессы, экспертизе проектов стандартов и т.д.

6.2. Руководитель и члены аудиторской группы должны иметь высшее образование, общий стаж работы не менее пяти лет и опыт работы в области стандартизации не менее трех лет.

6.3. Члены аудиторской группы должны обладать знаниями федерального законодательства в сфере технического регулирования, а также знать нормативные правовые акты, действующие в области стандартизации, основополагающие стандарты и другие документы по методологии межгосударственной, национальной, международной и корпоративной стандартизации, владеть терминологией в области стандартизации.

6.4. Члены аудиторской группы перед проведением аудита должны изучить структуру, функции и общие бизнес-процессы подразделения ОАО "РЖД", в котором проводится аудит подразделения стандартизации, а также внутренние производственно-хозяйственные взаимосвязи.

6.5. Каждый член аудиторской группы должен обладать эрудицией и наблюдательностью, обеспечивающими его способность самостоятельно осуществить полный цикл работ по проведению проверки порученного ему вопроса.

6.6. Руководитель аудиторской группы должен иметь опыт участия не менее чем в двух аудитах подразделений стандартизации и обязан:

Спланировать аудит;

Организовать работу членов аудиторской группы;

Предупреждать и разрешать конфликты;

Качественно и в срок подготовить отчет.

6.7. Член аудиторской группы должен уметь осуществлять:

Планирование и организацию работ по конкретным проверкам;

Проведение аудита в установленные сроки;

Сбор данных посредством опроса, наблюдений и анализа документов;

Оценку достаточности и приемлемости полученных в ходе аудита данных для выработки конкретных выводов;

Подготовку отчетов по аудиту.

6.8. Члены аудиторской группы должны постоянно поддерживать свою компетентность посредством дополнительного обучения по вопросам развития стандартизации с периодичностью не реже одного раза в пять лет, участвовать в профильных семинарах и конференциях.

6.9. Руководитель и члены аудиторской группы должны сохранять конфиденциальность сведений, получаемых в процессе аудита.

7. Результаты аудита

7.1. Сведения, полученные в результате аудита, подлежат анализу на соответствие предъявляемым требованиям.

7.2. Каждый член аудиторской группы по порученным ему вопросам готовит первоначальный анализ и соответствующие выводы. Руководитель аудиторской группы проводит совещание группы, на котором обсуждает результаты работы каждого члена аудиторской группы. При этом представители проверяемого подразделения стандартизации могут принимать в нем участие.

7.3. По результатам проверки аудиторская группа готовит заключение, которое в общем случае должно содержать:

Вывод о степени соответствия требованиям, предъявляемым к подразделению стандартизации;

Заключение по результатам аудита подписывает руководитель аудиторской группы.

7.4. Заключение по результатам аудита доводят до сведения руководителя структурного подразделения ОАО "РЖД", которому подчинено проверяемое подразделение стандартизации.

В случае согласия с выводами аудиторской группы заключение подписывает руководитель проверяемого подразделения. В случае несогласия с выводами заключения по результатам аудита, их рекомендуется обсудить совместно с руководителем структурного подразделения ОАО "РЖД" с целью снятия разногласий.

Если договоренность не достигнута, то разногласия отражают в протоколе совместного совещания.

7.5. По итогам аудита аудиторская группа составляет отчет, в котором отражает:

Цель аудита;

Сведения о заказчике аудита;

Информацию о руководителе и членах аудиторской группы;

Данные о сроках и месте проведения аудита;

Перечень проведенных проверок;

Список сопровождающих лиц от проверяемого подразделения;

Информацию о встретившихся во время проведения аудита препятствиях по его выполнению;

Характеристику неразрешенных противоречий (с приложением соответствующего протокола с разногласиями, оформленного с участием проверяемого структурного подразделения ОАО "РЖД");

Выводы по итогам проведения аудита;

7.6. Отчет подписывают члены аудиторской группы и представляют заказчику аудита для утверждения.

7.7. На основании утвержденного отчета заказчик аудита подготавливает поручение главного инженера ОАО "РЖД" руководителю (главному инженеру) подразделения ОАО "РЖД", где проводился аудит подразделения стандартизации, о разработке комплекса мер по устранению выявленных в ходе аудита недостатков.

7.8. Разработанный план устранения недостатков руководитель (главный инженер) подразделения ОАО "РЖД", где проводился аудит, согласовывает с заказчиком аудита и утверждает у главного инженера ОАО "РЖД".

7.9. В установленный поручением срок руководитель (главный инженер) подразделения ОАО "РЖД", в подразделении стандартизации которого отмечены недостатки, докладывает в письменной форме заказчику аудита об их устранении.

7.10. Материалы о проведенном аудите (программа, заключение, протоколы, доклад об устранении замечаний) должны храниться в подразделении стандартизации структурного подразделения ОАО "РЖД" и у заказчика аудита не менее пяти лет, отчет по итогам аудита подлежит хранению у заказчика аудита в течение пяти лет.

_____________________________

Структурное реформирование железнодорожного транспорта охватывает все аспекты его деятельности. Наиболее важным является обеспечение безопасности функционирования транспорта. В последние годы в этой области проделана значительная работа, что, несомненно, дало определенный результат, это, в первую очередь, снижение количества аварий и крушений, уменьшилось число браков на измеритель работы.

О роли Центра технического аудита в обеспечении качества поставляемой продукции для железнодорожного транспорта пойдет речь в материалах статьи начальника Центра Сергея Никифоровича Гапеева.




Большая роль в этих результатах принадлежит технической составляющей в виде системы технического регулирования функционирования железнодорожного транспорта, которая базируется на целом ряде законодательных, нормативных и технических документов. Главным элементом этой системы является механизм исполнения и методы контроля реализации установленных технических требований.

Как известно, оперативные функции постоянного контроля в линейных подразделениях выполняются, в основном, ревизорским аппаратом, а на промышленных предприятиях – системой инспекторского контроля и плановых технических аудитов. Указанные методы используются в ОАО «РЖД» параллельно происходящим системным изменениям в законодательной сфере.

Инспекторский контроль продукции железнодорожного машиностроения выявляет огромное количество нарушений не только в самой продукции, в процессах проектирования, постановки на производство, обязательных испытаниях, изготовления, но и в подготовке к эксплуатации и при использовании продукции по назначению. Инспекторский контроль на практике доказал свою необходимость в существующих условиях технического развития как самого производства, так и технического уровня используемой на железнодорожном транспорте продукции.

Центр технического аудита ведет активную работу по усовершенствованию системы постоянного контроля качества продукции железнодорожного назначения и процессов ее производства. Так, впервые в истории развития железных дорог России и стран Содружества разработан и введен в действие в августе 2014 года поддерживающий технические регламенты по безопасности железнодорожного транспорта стран таможенного Союза межгосударственный стандарт ГОСТ 32894-2014 «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения», который распространяется на продукцию железнодорожного назначения, произведенную вновь или прошедшую капитальный ремонт или модернизацию, которая в силу законодательства, положений технических условий на производство продукции и др. документов подлежит инспекторскому контролю.

Этот документ впервые определил на межгосударственном уровне порядок организации и общие положения проведения инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения на предприятиях-изготовителях и осуществляющих ее капитальный ремонт, предназначенной для эксплуатации на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего назначения, и закрепил за владельцем инфраструктуры право утверждения перечня продукции, подлежащей инспекторскому контролю. Также было принято решение изменить понятие «инспекционный и приемочный контроль продукции» на «инспекторский контроль продукции». Это решение отделило инспекционную деятельность государственных органов по надзору от инспекторского контроля продукции и производства со стороны владельца инфраструктуры.

Принятие этого стандарта большинством железнодорожных администраций подтвердило правильность и необходимость осуществления указанных выше процедур по инспекторскому контролю как одной из крайне важных процедур по обеспечению безопасности перевозочного процесса со стороны владельца инфраструктуры.

Кроме этого, в продолжение уже достигнутого, начата работа по написанию межгосударственного стандарта по аккредитации организаций и аттестации персонала, выполняющих работы по инспекторскому контролю продукции и ее производства. Этот стандарт определит порядок и установит требования, которым должны соответствовать структуры и работники, занимающиеся указанной работой.

Далеко не последнюю роль в создаваемой системе контроля качества продукции и процессов ее изготовления играет технический аудит, приобретающий все большее значение в обеспечении безопасности перевозочного процесса, охватывающий все области работы Российских железных дорог.

Центр технического аудита в этом направлении добился весьма серьезных результатов. Разработаны и активно применяются на практике стандарты по качеству ОАО «РЖД»:

– СТК 1.07.001 «Аудит систем менеджмента качества (бизнеса), технический аудит предприятий железнодорожного машиностроения. Общие положения»;

– СТК 1.07.002 «Методика проведения аудита систем менеджмента качества промышленных предприятий – поставщиков ОАО «РЖД»;

– СТК ЦТА 3.10.001 «Корректирующие и предупреждающие действия по результатам аудитов предприятий железнодорожного машиностроения».

Вопросы проведения технического аудита были внесены в специальную программу развития предприятий стран Евразийского экономического союза, поставляющих продукцию для нужд железнодорожного транспорта. Основой для реализации данной задачи послужит разрабатываемый по инициативе Центра технического аудита межгосударственный стандарт ГОСТ «Технический аудит предприятий – производителей железнодорожной техники. Основные положения».

При реализации задач по обеспечению безопасности функционирования транспорта у ОАО «РЖД» как у основного потребителя продукции железнодорожного машиностроения сегодня стоит задача в повышении качества потребляемой продукции и совершенствовании системы обслуживания подвижного состава. Этому способствует внедрение на машиностроительных предприятиях передовых методов и инструментов качества. Одним из них является международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS.

В соответствии с основными направлениями политики ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством продукции, крупнейшие системные интеграторы по производству подвижного состава – основные поставщики ОАО «РЖД» уже прошли сертификацию и привели свои системы менеджмента бизнеса в соответствие с требованием международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. Менее крупные поставщики закончат процесс сертификации к концу 2015 года.

Следующим важным этапом станет сертификация предприятий-поставщиков крупнейших системных интеграторов и так далее, пока не будет охвачена вся производственная цепочка создания железнодорожной техники. ОАО «РЖД» уделяет большое внимание этим вопросам, участвует и следит за результатами аудитов, информирует органы по сертификации и Центр менеджмента IRIS о необходимости приостановки действия сертификата. За прошлый год действия сертификатов приостановлены на трех российских предприятиях.

1 июля 2015 года Центр менеджмента IRIS выпустил дополнение к стандарту IRIS (IRIS ADDENDUM 2015). Это дополнение вводит в стандарт IRIS новую область сертификации «Инфраструктура» и новый вопросник для проведения аудита, официальная версия которого доступна на русском языке. Следует отметить, что именно ОАО «РЖД» настаивало на внесении этого дополнения в стандарт. Теперь и предприятия – поставщики ОАО «РЖД», занимающиеся производством элементов верхнего строения пути, систем безопасности, энергоснабжения, смогут сертифицировать свои системы менеджмента бизнеса в соответствии с международным стандартом железнодорожной промышленности IRIS.

IRIS действительно, как показала практика, способствует улучшению качества продукции. К примеру, в 2010 году процент отклонения от приемочного контроля из-за неудовлетворительного качества локомотива 3ЭС5К на Новочеркасском локомотивостроительном заводе составлял 96%. В 2012 году завод приступил к внедрению требований стандарта – процент составил 91%. После сертификации в 2013 – 85%, а в 2014 – уже 60%.

Также по результатам мониторинга продукции в эксплуатации наблюдается снижение отказов технических средств, например, снижение количества отказов локомотивов производства ООО «Уральские локомотивы» после внедрения стандарта IRIS составило 10,3%, а Новочеркасского электровозостроительного завода – 13,6%.

Логичной инициативой менеджмента ОАО «РЖД» стало распространение лучших международных практик ведения бизнеса в соответствии с требованиями IRIS на предприятия, обслуживающие инновационную технику в процессе эксплуатации. Для успешного функционирования системы управления качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла предприятия сервисного обслуживания должны соответствовать тем же обязательным требованиям, что и производители. Для инициализации данного проекта ОАО «РЖД» дан старт двум пилотным проектам по сертификации структурных подразделений компании в области технического обслуживания высокоскоростного мотор-вагонного подвижного состава (Южная дирекция скоростного сообщения на станции Адлер) и ремонта грузовых вагонов (Вагонное ремонтное депо Челябинск ОАО «ВРК-2»).

В рамках реализации этого проекта в дирекции скоростного сообщения утвержден план мероприятий по подготовке депо по обслуживанию электропоездов серии ЭС-1 «Ласточка» на станции Адлер к сертификации на соответствие требованиям стандарта IRIS. В соответствии с планом Южной дирекцией создана рабочая группа по внедрению стандарта, разработана и утверждена дорожная карта работ по внедрению IRIS, назначены ответственные за подготовку и внедрение документации системы менеджмента бизнеса. При координации Центра технического аудита ОАО «РЖД» проведен диагностический аудит производства и разработаны 28 стандартов организации. Проведение сертификационного аудита депо по обслуживанию электропоездов серии ЭС-1 «Ласточка» на станции Адлер запланировано на ноябрь 2015 года.

Внедрение требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS в структурных подразделениях, дочерних и зависимых обществах является новым этапом на пути повышения эффективности бизнеса, повышения надежности железнодорожной продукции и улучшения качества оказываемых услуг в холдинге «РЖД».

© Евразия Вести VIII 2015

ОАО "РЖД" является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией.

ОАО "РЖД" следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает его необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта. С 2005 года ОАО "РЖД" является членом некоммерческого партнерства "Национальный совет по корпоративному управлению".

В настоящее время в ОАО "РЖД" практически сформированы основные механизмы корпоративного управления, присущие передовым публичным компаниям. Ведущие российские экспертные организации в сфере корпоративного управления подтверждают, что ОАО "РЖД" достигнуты высокие результаты в области корпоративного управления.

Компания продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на российских и международных стандартах и передовой практике корпоративных отношений.

Принципы корпоративного управления в ОАО "РЖД"

1. Обеспечение защиты прав акционера

В компании существует практика проведения тендеров на поставку ОАО "РЖД" товаров или услуг, что повышает защищенность интересов акционера.

Расширенные полномочия совета директоров по утверждению сделок обеспечивают сохранность активов и дают возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

В ОАО "РЖД" принята практика привлечение независимого оценщика при осуществлении сделок с имуществом, при продаже пакетов акций дочерних и зависимых обществ.

В качестве внешнего аудитора ОАО "РЖД" привлекаются авторитетные российские и зарубежные аудиторские компании, что обеспечивает высокий уровень достоверности отчетности. Аудитор выбирается на открытом конкурсе. Принята практика ротации внешних аудиторов не менее одного раза в пять лет.

Регулирование оборота инсайдерской информации закреплено во внутреннем документе компании - Положении об информационной политике, что дает акционеру разумную уверенность в надлежащей защите его прав.

Компания осуществляет регулярные выплаты дивидендов акционеру с момента своего образования.

2. Эффективная деятельность органов управления и контроля

В компании существует практика заключения , регулирующего социально-трудовые отношения и гарантирующего предоставление работникам ОАО "РЖД" и членам их семей социальных благ. Проводится регулярный контроль его реализации.

7. Эффективная система управления дочерними обществами

ОАО "РЖД" управляет посредством корпоративных методов. Корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО "РЖД" в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

Интересы материнской компании в деятельности дочерних обществ реализуются в разработке и реализации единых стандартов корпоративного управления. Единые стандарты обеспечивают создание единого правового пространства в холдинге, реализацию общих стратегических целей и способствуют удобству работы органов управления всех входящих в холдинг компаний, а также снижению общих издержек управления.

Большое значение ОАО "РЖД" придает диалогу с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ, стремясь максимально учитывать их интересы.

Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит - это независимый контроль той или иной деятельности предприятия, который проводят приглашенные со стороны и аттестованные в области учета, контроля и анализа этой деятельности специалисты, имеющие соответствующие лицензии или сертификаты на право ведения соответствующей аудиторской деятельности. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта.

Внутренний аудит - это контроль за соблюдением установленного на предприятии порядка ведения учета и функционирования любой системы управления. Этот вид аудита организуется самим руководством предприятия и осуществляется в его же собственных интересах. Другими словами, внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью работы отдельных звеньев управленческой структуры или конкретных служб предприятия. Функции внутреннего аудита могут выполнять как отдельные аудиторы, приглашаемые со стороны или работающие в штате предприятия, так и аудиторские группы ревизионные комиссии или аудиторы ревизоры, назначаемые для этих целей руководством предприятия.

Внутренние аудиты СУ ОТ в ОАО «РЖД» проводятся на плановой и внеплановой основе.

Проведение плановых аудитов СУОТ включает в себя формирование годовой программы проведения внутренних аудитов, введение в действие, обеспечение контроля выполнения.

Внеплановые аудиты могут проводиться по следующим причинам:

· ухудшение показателей по ОТ и ПБ;

· изменения в структурном подразделении (реорганизация, освоение новых видов услуг);

· распоряжение руководства ОАО «РЖД».

Сегодня такая услуга, как аудит охраны труда становится все более востребованной, так как оптимизация работ по внедрению охраны труда и своевременное выявление недостатков данного процесса в итоге положительно сказывается на эффективности работы предприятия. В связи с этим, многие руководители предприятия стремятся пригласить квалифицированных специалистов, которые качественно проведут аудит охраны труда и помогут правильно организовать рабочий процесс на предприятии. А, как известно, хорошие условия работы и безопасность – это залог добросовестного отношения сотрудников к своей работе и повышения эффективности труда. Кроме того, аудит по охране труда – это способ избежать санкций в связи с несоответствиями законодательству, которые могут быть выявлены на предприятии при проверке.

Проведение аудита на предприятиях железнодорожного транспорта регламентируется следующими документами:

1. СТО РЖД 1.15.002–2008 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД» Общие положения.

Проверка состояния охраны труда

Проверка состояния охраны труда включает контроль за состоянием условий и охраны труда и контроль функционирования СУОТ, которые проводятся периодически во всех подразделениях ОАО «РЖД».

Контроль за состоянием условий и охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляется руководителями и специалистами ЦБТ, подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», НБТ и НОДБТ в соответствии со стандартом ОАО «РЖД».

Контроль функционирования СУОТ, охватывающий все элементы системы, осуществляется одновременно с контролем за состоянием охраны труда.

Проверку состояния охраны труда проводят руководители и специалисты, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда.

Результаты проверок оформляются актами и доводятся до руководителей проверяемых подразделений.

В актах проверок отражаются:

Недостатки, выявленные в процессе проверки;

Эффективность функционирования элементов СУОТ в проверяемом подразделении;

Результативность деятельности руководителей проверяемых подразделений;

Соответствие проводимых в подразделении мероприятий принятой политике, поставленным целям и задачам СУОТ;

Соответствие организации работ по охране труда трудовому законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным документам ОАО «РЖД»;

Эффективность участия работников подразделения в управлении охраной труда, проводимых проверках и анализе их результатов;

Loading...Loading...