Организация управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении. Управленческий учет и его значение в современных условиях Основными элементами системы бюджетирования являются

Рассматривая роль управленческого учета в деятельности предприятия, следует отметить, что исторически он часто имел второстепенное значение относительно финансового учета, а во многих организациях он и теперь все еще немногим более чем побочный продукт процесса составления финансовой отчетности. Однако рост масштабов бизнеса, изменения в технологиях, а также повышение образовательного уровня менеджеров за последние десятилетия активизировали развитие управленческого учета, привели к широкому признанию его как области исследования, отличной от финансового учета. В будущем можно ожидать еще большего возрастания этой роли.

Система управления предприятием, как и любая другая система управления, может быть представлена в виде совокупности субъекта управления, объекта управления и их взаимосвязей. Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления воспринимает управляющее воздействие и действует в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял управляющее воздействие и отреагировал на него, субъект управления узнает с помощью обратной связи.

Субъектом управления в системе управления предприятия выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений. Объекты управления - различные ресурсы компании - работники, средства и предметы труда, научно-технический и информационный потенциал предприятия. Основными объектами управления в системе управленческого учета являются доходы и расходы, а также центры ответственности предприятия.

Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления: ... Анализ... Планирование... Организация... Учет... Контроль... Регулирование... Анализ. Функция принятия решений в рассматриваемом цикле управления не выделена, поскольку она является связующей управленческой функцией, то есть подразумевается ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления.

Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования к квалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческому учету.

Как правило, к функциям специалиста по управленческому учету относят следующие обязанности:

  • · координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;
  • · содействие руководству в достижении поставленных целей;
  • · организация работы по созданию и ведению системы управленческого учета;
  • · бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;
  • · обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;
  • · создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;
  • · разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;
  • · консультирование руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлении затратами и результатами.

Эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому учету в принятии управленческих решений.

Ответственная роль предполагает наделение специалиста по управленческому учету определенными специфическими правами, например:

  • · доступ ко всей информации, в том числе и к информации конфиденциального характера;
  • · право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;
  • · право отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки.

Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность предъявляются достаточно высокие требования к теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждениям необходимо начать внедрение новых форм учета затрат, прежде всего, осуществляемых за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и предоставлять данные в соответствующем разрезе в Ростехнадзора России.

Анализ практики использования управленческого учета в российских вузах показал, что вузами используются различные подходы к построению систем управленческого учета, которые формируются исходя из целей конкретного учреждения. При этом практически ни одна из применяемых методик не предполагают расчета себестоимости оказания образовательных услуг студентам каждой отдельной специальности в рамках формы обучения. Единых подходов к учету затрат, направленному на определение стоимости государственных услуг в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Ростехнадзора России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень Ростехнадзора России), не разработано. В настоящее время возникает необходимость выработки единых методик постановки в учреждении учета затрат в разрезе государственных услуг.

Разработка единых подходов к системе управленческого учета, обеспечивающей формирование полной и достоверной информации о фактических затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ), является необходимым условием формирования адекватного финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг с учетом применения нормативных затрат на их оказание и содержание имущества учреждения высшего профессионального образования, в том числе с точки зрения оценки обоснованности нормативов и достаточности определенных на их основе нормативных затрат.

Внедряя современные системы управленческого учета, учреждения получат действенный инструмент повышения качества управленческих решений. Внедрение управленческого учета позволит руководству учреждений выработать эффективную методику распределения бюджетных и иных финансовых ресурсов между подразделениями и объектами затрат, отвечающую новым условиям и требованиям.

Система управленческого учета призвана обеспечить организацию планирования, сбора и интерпретации информации о деятельности учреждения высшего профессионального образования, необходимой для принятия руководством учреждения обоснованных управленческих решений оперативного и перспективного характера. Применение элементов управленческого учета с использованием современных информационных систем и формирование ведомственной управленческой отчетности обеспечивает повышение эффективности принятия управленческих решений и качества управления учреждением в целом.

Система управленческого учета включает процесс идентификации, измерения, накопления, подготовки и интерпретации финансовой и иной информации, проведение анализа данных и предоставление их аппарату управления учреждения в объеме и форме, необходимых для осуществления планирования, оценки и контроля за достижением заявленных результатов и принятия своевременных и эффективных управленческих решений в рамках компетенции соответствующего управленческого звена.

Задачами системы управленческого учета являются:

Обеспечение контроля над наличием, движением, эффективным распределением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов для достижения заявленных учреждением целей и поставленных задач;

Контроль и оценка эффективности деятельности центров ответственности и их вклада в достижение заявленных целей и поставленных задач;

Выявление резервов повышения эффективности деятельности центров ответственности;

Совершенствование системы оперативного управления учреждением в целом и центрами ответственности;

Формирование показателей, способствующих принятию эффективных управленческих решений;

Оптимизация затрат на достижение заявленных результатов деятельности;

Формирование информационной базы для управления организацией.

Одним из важных условий эффективной деятельности учреждения высшего профессионального образования является оптимальная организация его структуры с обоснованным распределением функций и закреплением соответствующих прав и ответственности, то есть выделение «центров ответственности». Определение центров ответственности в структуре учреждения высшего профессионального образования является обязательным условием организации и внедрения системы управленческого учета.

В условиях перехода от сметы к финансовому обеспечению субсидии на выполнение государственного задания, управленческий учет становится важнейшим инструментом расчета фактической стоимости оказываемых услуг, формирования реальной информации о доходности подразделений и принятия эффективных управленческих решений.

3. Совершенствование организации управленческого учета

3.1 Анализ опыта зарубежных стран в организации управленческого учета в государственных структурах управления

Раскрыв во второй главе основы управленческого учета в Гостехнадзоре РТ можно дать такую оценку:

Бухгалтерский и управленческий учет полностью автоматизирован;

Используются программы 1С «Предприятие» версия 7.7, «Парус», а также 1С «Зарплата и кадры».

Не все хозяйственные операции обрабатываются с применением пакета прикладных программ.

Все это затормаживает работу бухгалтерии, вызывая несвоевременный учет и отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, а вследствие несвоевременное составление и представление отчетов в финансовое управление, статистическое управление, налоговую инспекцию. Работа бухгалтерии сверх установленной продолжительности рабочего времени, счетные и принципиальные ошибки являются нежелательными побочными эффектами.

Для устранения данных недостатков и совершенствования организации бухгалтерского учета в бухгалтерии предлагается применить комплекс следующих мероприятий:

1. Отказаться от системы «Парус» и перейти на «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

2. Перейти с системы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2

В 2012-2013 годах предлагаю осуществить переход с программы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2, так как версия 7.7 снимается с технической поддержки.

Программа «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» - это мощный инструмент для комплексной автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового учета в государственных (муниципальных) учреждениях, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджета, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, по следующим направлениям:

Расчет заработной платы с поддержкой новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений,

Расчет денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,

Расчет денежного содержания служащих на государственной гражданской службе,

Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда,

Отражение начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения,

Управление денежными расчетами с работниками, включая депонирование,

Учет кадров и анализ кадрового состава,

Автоматизация кадрового делопроизводства,

Набор кадров.

В программе «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» в полном объеме реализовано исчисление денежного содержания гражданских служащих государственных органов управления, а также оплаты труда муниципальных служащих.

Рис. 3.1. Схема учета зарплаты в программе

Типовое решение предоставляет возможность помимо должностных окладов в соответствии с замещаемыми должностями гражданской службы начислять гражданским служащим месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, а также весь спектр необходимых ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В программе предусмотрена специфическая классификация должностей государственных служащих по группам и категориям, которая используется в сводной отчетности по формам 14 и 14МО. Для кадрового учета государственных служащих предоставлена форма Т-2ГС.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений - казенными, бюджетными, автономными - для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» обеспечивает ведение учета:

По действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;

В разрезе видов финансового обеспечения деятельности;

В разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);

В разрезе источников финансового обеспечения (балансов).

Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регистрах учета, стандартных и специализированных отчетах.

План счетов поддерживает до 5 разрезов аналитического учета, помимо 26 разрядов номера счета. Настройка синтетического и аналитического учета реализована для всех разделов учета.

Предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда на основании бюджетной сметы и ведущих учет по Плану счетов бюджетного учета.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» поддерживает ведение учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе (централизованная бухгалтерия). При этом используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т. д.

Данная программа обеспечивает ведение учета по плану счетов бюджетного учета:

По действующей бюджетной классификации Российской Федерации;

В разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);

В разрезе видов средств

План счетов и настройка синтетического и аналитического учета реализованы для всех разделов бюджетного учета в объеме, регламентированном Инструкцией по бюджетному учету.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает:

1) Регистрацию и учет полученных лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования.

2) Регистрацию и учет принятых бюджетных обязательств.

3) Контроль принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В программе формируются следующие документы:

Заявка на кассовый расход;

Заявка на получение наличных денег;

Заявка на возврат;

Запрос на аннулирование заявки;

Платежное поручение;

Заявление на открытие лицевого счета;

Заявления на переоформление лицевого счета;

Заявления на закрытие лицевого счета;

Также поддерживаются расчеты платежными поручениями через учреждения Банка России или кредитные организации.

По расчетам с контрагентами формируется Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (ф. 0504071) и другие отчеты. Предусмотрено формирование актов сверки расчетов с контрагентами и проведение инвентаризации расчетов.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» содержит комплект стандартных отчетов, регистров бюджетного учета и регламентированной отчетности - бюджетной, статистической, налоговой.

Практически вся необходимая бухгалтерская отчетность формируется автоматически на основании введенных за отчетный период хозяйственных операций. Электронные бланки статистической и налоговой отчетности могут быть заполнены вручную полностью или частично с последующим пересчетом итоговых показателей. При формировании отчетов осуществляется проверка и увязка показателей (внутриформенный и межформенный контроль).

Преимущества программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» над используемой:

Структура счета в плане счетов программы приведена в полное соответствие структуре номера счета Плана счетов бюджетного учета. Настройка плана счетов упрощена и стала более наглядной: настройка счета выполняется непосредственно в форме счета, а настройка рабочего плана счетов - непосредственно в плане счетов.

В учете по бюджетной классификации введено новое понятие - «Период действия КБК»: значения кодов бюджетных классификаторов вводятся на определенную дату. Это позволяет хранить в единой информационной базе операции по старым и новым кодам бюджетной классификации. Таким образом, при изменении классификаторов можно работать с новой и старой классификациями одновременно в одной и той же информационной базе.

Расширены возможности ведения аналитического учета и анализа данных.

Применение новой версии позволит упростить процесс составления бухгалтерской отчетности, также она обладает рядом существенных преимуществ, связанных как с использованием возможностей новой технологической платформы, так и с развитием функциональности и эргономики прикладного решения.

Рассчитаем необходимые денежные вложения в процесс совершенствования бухгалтерского учета в Гостехнадзора РТ. Базовая версия «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» продается в розницу. Можно приобрести данный программный продукт в специализированных магазинах фирмы «1С» или у ее партнеров. Розничная цена 1 рабочего места стоит 4600 руб. Дополнительная многопользовательская лицензия на 5 рабочих мест стоит 18000 рублей.

Таблица 3.1 Затраты на приобретение «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

Таким образом, для совершенствования организации оплаты труда и повышения качества и эффективности управления персоналом необходимо 22600 рублей. В таблице 3.2. представлены затраты для приобретение программного обеспечения «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Таблица 3.2 Затраты на приобретение «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Таким образом, для перехода Гостехнадзора РТ на «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо 96 000 руб. Для повышения уровня знаний в области бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в программном обеспечении 1С версии 8 предлагаю провести обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ на курсах и семинарах в сторонней организации.

В таблице 3.3 рассмотрим затраты на обучение.

Таблица 3.3 Затраты на обучение бухгалтеров

Из таблицы видно, что затраты на обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ составит 196 000 руб.

Таблица 3.4 Затраты на совершенствование бухгалтерского учета

Общие затраты на совершенствование управленческого учета в Гостехнадзора РТ составили 314,6 тыс. руб.

Заключение

Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленной целью и задачами необходимо сделать следующие выводы:

1. Предметом управленческого учета можно считать производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность организации в целом и его отдельных объектов. Принципами управленческого учета являются ответственность, адресность, достоверность, оперативность, экономность и конфиденциальность. Основными задачами управленческого учета являются: обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, организация учета и калькулирования затрат, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, подготовка информации для мотивации управленческих решений о прекращении или продолжении выпуска видов продукции, работ, услуг, выбор наиболее эффективных путей развития предприятия, организация бюджетирования.

2. Деятельность органов местного самоуправления в РТ полностью открыта и доступна как для государственных органов, органов местного самоуправления городских и сельских поселений, общественных объединений, организаций, так и для граждан. В республике открыт официальный источник информации Администрации РТ для информирования населения о деятельности Администрации посредством предоставления пользователям сети «Интернет» доступа к информации. Отдел информационных технологий обеспечивает контроль за актуальностью информации, публикуемой на сайте, а также контроль за информационным наполнением и обновлением всех разделов сайта.

Основной объем обращений в Гостехнадзор приходится на жилищные вопросы и вопросы, связанные с земельными отношениями.

В службе работает Общественная приемная Президента РТ. Заведующий общественной приемной регулярно информирует администрацию о поступающих вопросах и обращениях. Вопросы, входящие в компетенцию администрации города, решаются оперативно.

Основная задача муниципального управления - повышение результативности действий и эффективности использования ресурсов. Внедрение нового типа муниципальных учреждений - автономных, позволит эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшении качества предоставляемых услуг. В 2010 году была подготовлена нормативная база для создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. В настоящее время создано одно автономное учреждение - Муниципальное автономное учреждение спорта и туризма республики. В 2012 году изменится правовой статус еще одного учреждения спорта.

Основная доходная база местного бюджета - земельный налог, налоги на доходы и на имущество физических лиц. Для развития собственной доходной базы в районе ведется работа с собственниками земель с целью 100% собираемости налога на землю, с руководителями предприятий - по вопросу роста размера среднемесячной заработной платы - и как следствие - увеличение размера отчислений в местный бюджет. Кроме того, пересмотр на федеральном уровне порядка зачисления отдельных видов налогов в сторону местного бюджета (например, налога на прибыль) принес бы ощутимую пользу в увеличении местной доходной базы.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Гостехнадзора РТ в 2011г. увеличился на 50,4% к предыдущему году, что напрямую связано с наполнением бюджета. По мере наполнения бюджета Гостехнадзора до уровня, способствующего решению социально-значимых вопросов муниципального образования, объем расходов бюджета будет нарастать.

Структурные подразделения администрации ведут систематическую работу по поиску арендаторов и владельцев земельных участков для своевременного внесения ими арендной платы и налога на землю. К сожалению, часто возникает ситуация, когда предприятие малого бизнеса отсутствует по адресу регистрации, а указанные телефоны молчат.

Представители службы участвуют в заседаниях Комиссии по легализации налогооблагаемой базы предприятий РТ, Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в РТ.

В 2011г. в республике активно велась работа по формированию Реестра муниципальных услуг, разрабатывались планы перехода на представление первоочередных услуг в электронном виде. Количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями - 74ед., из них предоставляемых в электронном виде - 23. По мере внедрения программного обеспечения, рекомендованного Минрегионразвития России, будет увеличиваться количество муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Информационно-правовая система «Гарант». - Интернет-версия.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

5. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

6. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

7. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.П. Кондраков.-6-е изд.; перераб. доп.- М.:Проспект, 2011.- 376с.

8. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник / В.М. Родионова, И.М. Баятова, Е.В. Маркина. - М.: ИДФБК - ПРЕСС, 2011 - 232с.

9. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. - М.:Экзамен, 2012. - 512с.

10. Бюджетный учет / Е.А. Кальянова // Ваш бюджетный учет -2012 № 5 с. 5-48.

11. Бюджетный учет и отчетность В 2ч. Ч.2 /Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин. - М.: Экар, 2012. - 340с.

12. Бюджетный учет шаг за шагом / И.В. Алексеева.- М.: Экар, 2012- 480с.

13. Бюджетный учет оплаты труда/ Т.М. Конопляник, И.В. Морозова - СПб.: Бизнес-пресса 2008.

14. Заработная плата работников бюджетной сферы / И.В. Гейц. - 2-е изд. Перер. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 272с.

15. Концепция реформирования бюджетного учета / Т.В. Зырянова, О.Е. Терехова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2011 №8 с 4-14.

16. Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения. Сборник документов - М.: МЦФЭР, 2012. - 720с.

17. Новое в учете средств бюджетных организаций / Е.А. Король// Бухгалтерский учет. - 2011. №5.- с. 49-52.

18. Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - №24. с. 5-9.

19. Применение программы 1С: Бухгалтерия бюджетных учреждений / Н.В. Сергеева // Финансовый справочник бюджетных организаций.2012- № 2- с52-55

20. Расходы бюджетных учреждений / Н.В. Маслова.- М.: Дело и сервис, 2011 - 160с.

21. Современный бюджетный учет / Н.А. Бреславцева, Ж.В. Горностаева,Н.А. Рябокова.- Ростов-на- Дону.: Феникс, 2011. - 192 с.

22. Управленческий учет в бюджетных учреждениях / А.А. Герюк, 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Высшая школа, 2009- 496с.

23. Управленческий в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. - М.:Экзамен, 2012. - 512с.

24. Управленческий в бюджетных организациях: Учебное пособие / О.К. Коробкова. - Хабаровск: ХГАЭП. 2012-108с.

25. Управленческий бухгалтерский в бюджетных учреждениях / В.Р. Захарьин - М.: Налоговый вестник, 2012. - 464с.

26. Управленческий учет в современных условиях / В.П. Харьков, А.А. Хорошев; под редакцией В.П. Харькова.-М.: Финансы и статистика, 2010. - 208 с.

27. Управленческий учет. / А.Н. Паклар - М.: ЮСТИЦИФОРМ. 2012г.

28. Учет основных средств в условиях реформирования бюджетной системы / С.И. Колесников, О.В. Вельева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012.- №5. с. 14-17.

29. Учет денежных документов в бюджетных учреждениях. - 2011. - №2. - с.46-50.

30. Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях / Е. А. Кальянова // Ваш бюджетный учет - 2012. - № 2. - с. 21-43.

31. Учет основных средств в бюджетных учреждениях (автоматизация учета) / О. Серебрикова // Современный бухгалтерский учет - 2006 № 3 с.-52-62.

32. Формирование учетной политики в бюджетных учреждениях / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 24 с. 5-9.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы организации управленческого учета на предприятиях, особенности его внедрения, функции, цели и задачи. Содержание управленческой отчетности. Автоматизация управленческого учета, основные направления его организации и методология постановки.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Особенности организации управленческого учета на предприятии, его методы и способы. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета. Организация управленческого учета и отчетности по центрам ответственности на примере ООО "Ардос".

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Сущность управленческого учета, его место в системе управления предприятием. Состав, содержание и формы отчетности. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Внедрение управленческого учета на примере группы предприятий "Ютлэнд".

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Сущность и основные задачи бухгалтерского управленческого учета. Фактическое состояние управленческого учета на ООО "Медведь". Постановка задач и принципы управленческого учета. Классификация по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2009

    Анализ вариантов организации управленческого учета на предприятиях. Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета, основные проблемы при ее внедрении. Внутренний аудит системы управленческого учета, способы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Общее понятие, принципы и задачи финансового учета. Роль и значение управленческого учета на предприятии. Обзор и характеристика основных различий бухгалтерского и управленческого учета. Примеры взаимосвязей областей данных видов учета в организации.

    реферат , добавлен 03.09.2014

    Изучение предмета управленческого учета - производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации в целом и его отдельных объектов. Характеристика методов, принципов, видов управленческого учета в финансово-экономической системе организации.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

    Сущность бухгалтерского управленческого учета, его организация на предприятии торговли. Анализ сложившихся систем управленческого учета, взаимосвязь финансового, налогового и управленческого учета в организации оптово-розничной торговли ООО "Багира".

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Организация управленческого учета, ее сущность, планирование, элементы и варианты. Обособление счетов управленческого учета на предприятиях России. Условия сохранения коммерческой тайны предприятия. Перечень счетов финансового и управленческого учета.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Сущность управленческого учета и его организация. Затраты как объект учета: определение и классификация. Методы калькулирования себестоимости в управленческом учете. Анализ организации управленческого учета и затрат на примере ООО "Типография №1".

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В. Г. ШИРОБОКОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита

E-mail: [email protected] Воронежский государственный аграрный университет

А. Н. ИВАЩЕНКО,

аспирант, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Белгородский государственный университет

В статье приведены цели и задачи ведения управленческого учета, предпосылки его возникновения и становления, а также определена его роль в развитии современной организации.

Ключевые слова: управленческий учет, управление организацией, управленческие решения, управленческая отчетность, себестоимость, продукция, доходы, расходы, центры ответственности.

Вследствие развития рыночных отношений появилась необходимость создания такой информационной системы, которая бы формировала сведения для анализа, выбора и обоснования принимаемых решений, оперативного руководства организацией. Такой системой стал управленческий учет, данные которого предназначены только для внутренних пользователей.

В последнее время повысился интерес руководителей высшего и среднего звена к управленческому учету, его внедрению и развитию. Управленческий учет служит тем средством управления организацией, которое позволяет повысить не только качество и оперативность получаемой информации и принимаемых управленческих решений, но и максимизировать результат деятельности, контролировать риски, составлять прогнозы развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Возникновение и развитие управленческого учета связано с тем периодом совершенствования учета, в котором планировались затраты и доходы организации, распространялось планирование не только по центрам ответственности, но и на

организацию в целом. Процесс становления управленческого учета проходил в несколько этапов. На первом этапе сформировалась такая система учета, в рамках которой появилась возможность установления норм и нормативов затрат, определения отклонений фактических данных от нормативных показателей. В ходе второго этапа развития управленческого учета была разработана система переменных затрат, введено понятие «порог рентабельности», который позволяет увидеть зависимость между объемом производства и затратами. Дальнейшее развитие управленческого учета характеризуется усилением роли стратегического планирования и управления, применением экономико-математических методов планирования, использованием электронно-вычислительной техники, позволяющей решать новые и не доступные прежде задачи.

В экономической литературе существуют различные подходы к определению содержания и целей управленческого учета.

Управленческий учет - это часть (подсистема) бухгалтерского учета, которая обеспечивает менеджмент организации информацией, необходимой для планирования, управления и контроля хозяйственной деятельности . Управленческий учет - это информационная система, предназначенная для подготовки внутренней (управленческой) отчетности, представляемой внутренним пользователям для принятия ими управленческихрешений .

Управленческий учет - самостоятельное направление бухгалтерского учета организации,

обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью .

По мнению Ч. Хорнгрена и Дж. Фостера, управленческий учет представляет собой «идентификацию, измерение, сбор, систематизацию, анализ, разложение, интерпретацию и передачу информации, необходимой для управления какими-либо объектами» .

К. Друри под управленческим учетом понимает «предоставление информации лицам в самой организации, на основе которой они могут принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций» .

В существующих определениях управленческого учета отражены его функции, перечислены действия и раскрыты отличия от финансового учета. Общим для всех подходов является то, что управленческий учет представляет часть бухгалтерского учета, которая включает функции планирования, контроля, управления и обеспечивает управленческий персонал организации необходимой информацией для принятия оперативных управленческих решений и способствует достижению поставленных задач.

Наиболее полное определение дает О. Д. Каверина. Управленческий учет, как пишет автор, это «информационная система, обеспечивающая сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных, необходимых для управления подразделениями предприятий и систематических или проблемных, оперативных, тактических и стратегических управленческих решений» .

Как самостоятельная система управленческий учет сформировался в середине 1950-хгг. иужевто время решал задачи учета затрат и калькулирования себестоимости, внутреннего планирования, составления внутренней отчетности, планирования и контроля деятельности подразделений и организации в целом. Конечной целью управленческого учета является оперативное составление управленческой отчетности и ее представление внутренним пользователям организации для принятия оптимальных управленческих решений. Кроме того, внутренняя отчетность позволяет контролировать использование ресурсов, выполнение обязательств и движение денежных средств организации.

Становление управленческого учета произошло от калькуляционного учета, и поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах.

Важнейшим моментом, который отмечается всеми авторами при определении роли управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается с целью наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от производственных расходов.

Усилению роли управленческого учета в современной организации также способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия. Это непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Таким образом, сущность и роль управленческого учета можно определить как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия. Кроме того, сущность управленческого учета определяют его принципы, функции и задачи. Основными принципами управленческого учета, по мнению О. Д. Кавериной, являются ответственность, управляемость, достоверность, взаимозависимость, релевантность .

Профессор Т. Е. Гварлиани приводит более развернутый перечень принципов: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета единиц измерения; оценка результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократность использования первичной и промежуточной информации в целях управления; применение бюджетного метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью; полнота и аналитичность, периодичность .

Этот перечень можно дополнить, включив в него оперативность представления информации, ее полезность и конфиденциальность; гибкость, прогнозность и экономичность системы управленческого учета; принципы делегирования ответственности и мотивации исполнителей, контролируемости показателей внутренней отчетности.

Таким образом, в отличие от бухгалтерского финансового учета, базирующегося на принципах двойной записи, обособленности предприятия, целостности, непрерывности деятельности и др., бухгалтерский управленческий учет ориентирован на общие принципы. Это связано с тем, что в рамках этого учета возможны приблизительные оценки и ориентировочные показатели с целью более оперативного представления информации управленческому аппарату предприятия.

Организация управленческого учета на предприятии должна обеспечить распределение задач, стоящих перед управленческим звеном, между всеми уровнями управления. Распределение должно быть организовано таким образом, чтобы каждый исполнитель нес ответственность за решение определенной части указанных задач. Какие же задачи стоят перед управленческим учетом? Во-первых, обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, использованием всех видов ресурсов в соответствии с нормами. Во-вторых, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации. В-третьих, выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации . Можно расширить перечень задач управленческого учета, включив в него учет наличия и движения ресурсов; учет затрат, доходов и отклонений по ним от установленных норм; исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции; определение финансовых результатов деятельности структурных подразделений; контроль, анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом и ее структурных подразделений; прогнозирование и оценку прогноза; составление и представление управленческой отчетности.

Задачи управленческого учета непосредственно связаны с конечной его целью, а именно с составлением внутренней отчетности организации. Ведь именно в ней можно отразить показатели всех видов затрат, их отклонения от нормативов, величину себестоимости по видам продукции, финансовые результаты деятельности структурных подразделений.

бизнесом. Второе - формирование информации, необходимой для управления подразделениями.

Определившись с определениями, целью, задачами, принципами и функциями управленческого учета, сформулируем его сущность и концепцию. Управленческий учет - это часть (подсистема) бухгалтерского учета, ориентированная на сбор, измерение, подготовку, обработку и анализ необходимой финансовой информации с целью ее изучения и предоставления заинтересованным внутренним пользователям для планирования, оценки и управления организацией, обеспечения оптимального использования ресурсов, полноты их учета, оперативного и качественного составления внутренней отчетности, принятия управленческихрешений.

В зависимости от цели развития организации, путей ее достижения, информационных потребностей руководства система управленческого учета в различных организациях имеет свои особенности. Среди основных факторов, влияющих на особенности построения системы управленческого учета, можно назвать следующие:

Особенности нормативно-правового регулирования деятельности организации;

Характердеятельности;

Масштаб деятельности;

Организационная структура;

Внутренние стандарты деятельности.

Система управленческого учетадолжна включать в себя следующие основные элементы: центры ответственности; контролируемые показатели; первичные документы управленческого учета; учетные регистры для группировки данных; формы управленческой отчетности; учетные процедуры сбора, обработки и представления информации пользователям.

Организация учета по центрам ответственности позволяет измерять результаты деятельности, оперативно отслеживать отклонения фактических значений показателей от нормативных и выявлять их причины. Для того чтобы данные управленческого учета формировались целенаправленно, необходимо четко определить состав контролируемых показателей по центрам ответственности.

Бухгалтеры различных уровней, ведущие управленческий учет, участвуют в принятии стратегических, тактических и оперативных решений. Для выполнения поставленных задач они устанавливают и поддерживают методы и технологии предоставления управленческой информации в соответствии с определенными требованиями. Кроме того, к их обязанностям относятся:

Планирование - предоставление текущей и прогнозной информации, постановка целей, контроль их достижения;

Оценка - предоставление сведений о влиянии на финансово-хозяйственную деятельность определенных событий и явлений, участие в выборе оптимальных решений;

Контроль-обеспечение целостности информации относительно деятельности организации в целом и ее структурных подразделений;

Обеспечение достоверности отчетности - участие в разработке принципов и методов учета, на основе которых формируется достоверная внутренняя отчетность.

Важнейшим требованием для эффективного функционирования системы управленческого учета в организации является ее регламентирование. Однако в настоящее время ведение управленческого учета в России не регламентировано нормативными актами. В процессе постановки управленческого учета параллельно с утверждением учетной политики организации следует разработать положение по управленческому учету и отчетности. В нем должны быть отражены:

Цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения, основные понятия;

Список литературы

Описание структуры центров ответственности;

Состав контролируемых показателей по центрам ответственности и алгоритм их определения;

Формы первичных документов и отчетных документов;

Процедуры подготовки и обработки первичных документов;

График документооборота управленческого учета.

Основным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, управленческий учет обеспе-чиваетдля этого необходимый механизм.

Таким образом, управленческий учет выступает составной частью информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Управленческий учет формирует такую информацию для руководителей разных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими правильных управленческих решений. Содержание управленческого учета определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

1. Адамов С. А., Чернышов В.Е. Организация управленческого учета в строительстве / СПб: Питер, 2006.

2. Барышев С. Б. Диагностика управленческого учета: монография / М.: «Дашков и К0», 2007.

3. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов / М.А. Бахрушина. 5-е изд. М.: Омега-Л, 2006.

4. Друри К. Управленческий и производственный учет: учебный комплекс для студентов вузов / Колин Друри; пер. с англ. 6-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры / М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Управленческий учет по видам деятельности: лекции и практикум в таблицах и схемах / под ред. проф. Т. Е. Гварилиани. М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Хорнгрен Ч. Т., ФостерДж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ. / М.: Финансы и статистика, 2003.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически

Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.

С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.

Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования - определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.

Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.

Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:

  • повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
  • повышение финансовой устойчивости;
  • обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
  • создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.

Задачами системы бюджетирования могут являться:

  • обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
  • контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
  • повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
  • определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
  • повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.

Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.

Основными элементами системы бюджетирования являются:

  • субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
  • объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
  • модель бюджетирования;
  • планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.

В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:

  • Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
  • Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.

Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.

Бюджетирование в образовательной организации как метод управленческого учета

Е.А. Ярушкина,

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Южный институт менеджмента (350040, Россия, г. Краснодар, ул Ставропольская, 216; e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие бюджетирования и его цели применительно к образовательным организациям, обоснован принцип процессного подхода в бюджетировании и рассмотрены основные группы бизнес - процессов в образовательной организации, определена взаимосвязь основных бизнес - процессов с центрами ответственности. В статье также рассмотрена структура генерального бюджета образовательной организации, выделены основные его элементы, а также определена роль бюджетирования как основного метода управленческого учета.

Abstract. This article discusses the concept of budgeting and its objectives with regard to educational organizations established principle of the process approach to budgeting and the basic group of business - processes in educational organization, defined the relationship of the main business - processes with centers of responsibility. The article also considers the structure of the general budget of the educational organization, highlighted its main elements, and defines the role of budgeting as the main method of management accounting.

Ключевые слова: управленческий учет, образовательные организации, бюджетирование, бюджет, затраты, бизнес - процессы.

Keywords: management accounting, educational organizations, budgeting, budget, costs, business - processes.

Бюджетирование является основным методом, используемым управленческим учетом для решения задачи планирования. По своей сути, бюджетирование представляет собой процесс планирования будущих операций организации и оформления его результатов в виде системы взаимосвязанных бюджетов, особенностью которых является их ориентация на потребности рынка, а также установление размера и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов . Целью бюджетирования являются:

Осуществление периодического планирования;

Обеспечение контроля затрат организации;

Стимулирование координации, кооперации и коммуникации структурных подразделений организации;

Оценка эффективности деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом.

Бюджетирование в образовательных организациях имеет свои особенности, обусловленные как видом осуществляемой деятельности, так и особенностями их финансирования. Финансирование любой образовательной организации в настоящее время может осуществляться как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Бюджетное финансирование осуществляется в рамках выполнения государственного задания и может быть направлено только на статьи затрат, определенные этим финансированием. При этом целевое расходование бюджетных средств контролируется госу-

дарственными органами. Поэтому многие образовательные организации предпочитают внебюджетные источники финансирования, которые дают большую свободу деятельности организации.

Постановка бюджетирования в образовательной организации, прежде всего, базируется на цели, задачах деятельности и организационной структуре организации. Цели и задачи образовательной организации формируются в соответствии с осуществляемыми образовательными услугами по уровням образования, их видам, а также зависит от дополнительных услуг, осуществляемых организацией. Организационная структура устанавливает иерархическую лестницу, где нижестоящие подразделения и их руководители отчитываются за проделанную работу перед вышестоящими. Руководство образовательной организации разрабатывает организационную структуру и определяет центры ответственности и учет этой ответственности.

В основе бюджетирования в образовательной организации заложен принцип процессного подхода, который состоит в выделении бизнес - процессов как объектов учета. Использование термина «бизнес - процесс» применительно к образовательным организациям как к некоммерческим организациям обоснована А.В. Глущенко и Е.М. Егоровой, которые в свою очередь, используя труды М. Портера, характеризуют бизнес - процесс как сущность, определяемую через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг, в которой происходит наращивание стоимости производи-

мой услуги . То есть, применительно к образовательному процессу, бизнес - процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание образовательной услуги.

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет и классифицирует свои бизнес - процессы. Так Н.Н. Беденко, осуществляя классификацию бизнес - процессов образовательной организации, относит к основным процессам - образовательный, воспитательный, научный процессы и процесс дополнительного образования; к управленческим процессам - маркетинг, планирование, менеджмент ресурсов, менеджмент качества; к вспомогательным процессам - финансовый, кадровый, информационный, материально - технический, методический, хозяйственный процессы и процесс правового обеспечения .

А.В. Глущенко и Е.М. Егорова выделяют три основных группы бизнес - процессов:

Основные процессы - образовательная и научно - исследовательская деятельность;

Процессы управления - стратегическое планирование, оперативное управление и координация, управление качеством, управление аттестацией и аккредитацией, анализ и принятие решений;

Обеспечивающие процессы - инновационная деятельность, маркетинговая деятель-

ность, финансы и бухгалтерский учет, материально - техническое снабжение, информатизация и компьютеризация, издательская деятельность, управление персоналом, трудом и заработной платой, управление инфраструктурой, административно - хозяйственная деятельность, правовое обеспечение, международная деятельность.

На наш взгляд, данная классификация в полной мере характеризует основные группы бизнес - процессов любой образовательной организации, при этом правильно расставляя приоритеты относительно основных процессов виде образовательной и научно - исследовательской деятельности, так как именно эти процессы удовлетворяют потребности основных потребителей образовательных услуг. Также, исходя из выделенных бизнес - процессов, можно определить центры финансовой ответственности исходя из организационной структуры организации. Взаимосвязь классификации бизнес - процессов и центров ответственности образовательной организации представлена на рисунке 1.

Бюджетирование осуществляется путем разработки оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений, которые реализуются через систему бюджетов по каждому центру ответственности, а затем консолидируются в общий генеральный бюджет.

Рис. 1. Взаимосвязь классификации бизнес - процессов и центров ответственности образовательной организации.

иоигпа! оГ Есопоту ап< еп^ергепеигБЫр, Уо!. 8, Ыот. 11-4

При наличии бюджетного финансирования многие образовательные организации используют затратную модель бюджетирования, которая основана на детальном контроле и управлении расходами. В основе данной модели заложено сметное финансирование, которое предполагает лишь управление бюджетными ресурсами. При использовании данной модели основной задачей управленческого учета является контроль затрат в разрезе экономической классификации расходов. Более предпочтительной моделью бюджетирования является модель, ориентированная на управление результатами деятельности образовательной организации. При данной модели отслеживается взаимосвязь «средства - результат», при этом результатом является конкретное исполнение цели, ради которой были получены средства . Данная мо-

дель может быть использована и при наличии бюджетного и внебюджетного финансирования и она позволяет не только определить результат деятельности, но и дать оценку ее эффективности.

Генеральный бюджет образовательной организации представляется собой совокупность двух бюджетов:

Операционного бюджета, который детализируется через отдельные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов образовательной организации;

Финансового бюджета, включающего бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств и прогнозный бухгалтерский баланс.

Структура генерального бюджета образовательной организации представлена на рисунке 2.

Операционный оюджет Финансовый бюджет

Генеральный оюджет

Рис. 2. Структура генерального бюджета образовательной организации.

Операционный бюджет отражает прогнозируемые объемы услуг на предстоящий год по направлениям деятельности и состоит из отдельных бюджетов, отражающих доходы и расходы образовательной организации. Операционный бюджет образовательной организации состоит из бюджета услуг, бюджета обеспечения услуг, бюджет общих и административных расходов, бюджет коммерческих расходов.

Бюджет услуг является отправной точкой бюджетирования, он составляется на основе планируемых показателей по основным направлениям доходов организации. Доходы образовательная организация получает от оказания образовательных услуг, от выполнения научно - исследовательских работ (НИР) и от прочих сопутствующих видов деятельности. Прочими доходами для образовательной организации являются доходы от сдачи имущества в аренду, доходы

по совместной деятельности, доходы от общежития, столовой, издания учебных пособий, доходы от зон отдыха, спонсорская помощь и др. Бюджет услуг составляется исходя из плана набора по всем формам, уровням образования и видам обучения, плана НИР и плана прочих доходов.

Бюджет обеспечения услуг представляет собой совокупность расходов направленных на оказание образовательных услуг, выполнение НИР и на прочие виды деятельности. Он включает в себя расчет расходов на оплату труда научно - педагогического персонала, отчислений на социальные нужды, материальных расходов, расходов на выплату стипендий и других материальных поощрений обучающихся, коммуникационных расходов (связь, интернет), издательских и др.

КОНЯЕВ А.А. - 2010 г.

  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: АВВ-МЕТОД

    СТЕРЛЯДЕВ С.А., ФЕДЮКОВА К.В. - 2012 г.

  • Loading...Loading...