Финансовое планирование. Финансовое планирование и контроль Финансовое планирование и контроль

Понятие, цели и задачи финансового контроля

Немаловажным этапом финансового планирования является контроль. Это проверка осуществления и гарантия выполнения финансовых планов для реализации стратегии компании в области финансовой деятельности и предотвращение кризисных ситуаций.

Определение 1

Контроль финансового планирования или финансовый контроль – это комплекс действий и операций по проверке финансовой деятельности предприятия с использованием специфических форм и методов организации такого контроля.

Контроль финансовой деятельности организации осуществляется экономическими подразделениями компании: бухгалтерским и финансовым отделами, службой финансового менеджмента. Они проводят мониторинг финансово-хозяйственной деятельности компании, его филиалов и дочерних организаций.

Замечание 1

Целью финансового контроля является выявление правильности и законности финансовой деятельности компании в области формирования, распределения, перераспределения и применения имеющихся в наличии финансовых средств.

Задачи финансового контроля:

  • поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых средствах и объемами денежных фондов;
  • обеспечение актуальности и полноты исполнения финансовых обязательств перед федеральным бюджетом;
  • определение резервов роста финансовых ресурсов внутри производства.

Объекты финансового контроля:

  • правильность и своевременность распределения денежных ресурсов в фонды организаций по всем установленным источникам финансирования;
  • следование заданной структуре доходов, учитывая производственные потребности и запросы социальной сферы;
  • рациональность и эффективность применения финансовых средств; своевременность проведения платежей и расчетов; состояние показателей финансовой деятельности предприятия.

Финансовый контроль подразумевает детальную проверку всех сторон финансовой деятельности и распространяется на всех хозяйствующих субъектов. Это связано с тем, что все субъекты осуществляют финансовую деятельность, которая и является предметом финконтроля.

Формы контроля финансового планирования

Формы финансового контроля – это определенные способы организации контрольных мероприятий. В зависимости от времени проведения контрольных действий различают три формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Первая форма финансового контроля осуществляется до выполнения какого-нибудь финансового действия или операции. Предварительный контроль проводится руководящими органами хозяйственного управления и финансов-кредитными организациями. Изучению подвергаются финансовые планы, сметы и другие нормативные документы.

Текущий или оперативный контроль производится в процессе финансовых операций по расходованию и поступлению денежных ресурсов. Эта форма контроля необходима для предотвращения правонарушений в сфере финансовой деятельности и регулирования финансовых рисков. Способами проведения текущего контроля являются визуальное наблюдение, инвентаризация и изучение бухгалтерской документации.

Третий вид финансового контроля проводится после осуществления финансовых операций, чтобы еще раз проверить их законность и целесообразность. Последующий контроль производится посредством анализа отчетов и балансов, а также проведением ревизии на местах (на предприятии).

Замечание 2

Финансовый контроль внутри компании охватывает сферы проведения всех финансовых операций, ведения учета и отчетности и соблюдения условий договоров. Для этих целей могут быть образованы временные специальные контрольные подразделения: ревизионные отделы. Некоторые предприятия создают подобные структуры в обязательном порядке. Но на практике функции контроля возлагаются на руководителя фирмы и главного бухгалтера.

Возникает необходимость проведения и независимого финансового контроля. В этом случае он проводится специальными организациями – аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Такие компании проводят независимую проверку финансовой отчетности и бухгалтерского учета для установления достоверности.

Методы проведения финансового контроля

Методы финансового контроля – это определенные приемы и способы его проведения. Выделяют следующие методы финансового контроля:

  1. наблюдение;
  2. проверка;
  3. обследование;
  4. анализ;
  5. ревизия;
  6. аудит.

Наблюдение – это общее визуальное изучение состояния финансовой деятельности объекта контроля. Данный метод позволяет определить направление финансовой деятельности компании и подвести предварительные результаты контроля системы доходов и затрат и рентабельности фирмы. Наблюдение не является методом, которое дает точные выводы по финансовому состоянию подконтрольного объекта, но большинство выводов можно считать достоверными. Этот метод часто проводится при осуществлении процедуры банкротства организаций.

Проверка осуществляется непосредственно на предприятии для контроля соответствия учетных данных материальным ценностям, которые имеются в наличии. Проверка производится один раз и предполагает проведение исследования состояния дел в компании на конкретном участке ее деятельности. В ходе проведения данного метода контроля могут выявится нарушения финансовой дисциплины и определены меры по их устранению. При обнаружениях подобных нарушений могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и другого характера.

При обследовании анализируется ряд финансово-экономических показателей деятельности предприятия. Данный метод осуществляется для выявления состояния финансов компаний, его финансовой устойчивости и вероятных перспектив его развития. При обследовании изучаются не только первичная документация, но и берутся замеры расхода топлива и электроэнергии, проводится инспекция на месте и проверка скрытых объектов финансирования.

Метод анализа применяется для детального исследования периодических и годовых финансово-бухгалтерских отчетов для оценки результатов финансовой деятельности компании, а также ликвидности и эффективности использования основных средств. Анализ проводится с помощью построения экономико-статических моделей, а также использования таких приемов, как сводка, группировка, расчет индексов и динамики показателей.

Замечание 3

Более глубоким считается метод ревизии. Это система обязательных действий по документальному и фактическому контролю законности и рациональности осуществления финансовых операций.

Широкое распространение получил метод контроля как аудит. Это независимая финансовая проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании. Различают обязательную и добровольную аудиторскую проверку.

Финансовый контроль на предприятии включает комплекс различных мероприятий, направленных на обеспечение стабильной деятельности бизнеса.

Вы узнаете:

  • Какова основная цель финансового контроля на предприятии.
  • Какие виды финансового контроля существуют.
  • С помощью каких методов осуществляется финансовый контроль на предприятии.
  • Как организовать внутрифирменный финансовый контроль предприятия.

Основная цель контроля финансовой деятельности предприятия

Финансовые проверки в организации необходимы и неизбежны. В условиях товарно-денежных отношений их проводят все участники. Контроль финансового состояния предприятия осуществляет государство, бизнес-партнеры и иные субъекты, имеющие с компанией экономические связи. Кроме того, само предприятие обязано регулярно проводить у себя финансовый контроль. Лишь в этом случае оно будет конкурентоспособным и устойчивым.

Субъектами финансовых проверок могут быть:

  • отдельные работники компании. В данном случае мы, прежде всего, имеем в виду самоконтроль. Такую форму финансового контроля проводят некрупные организации, ИП, которые самостоятельно выполняют существенный объем работы, связанной с бизнесом;
  • внутрикорпоративные структуры, сформированные наемным персоналом (менеджерами, специалистами), то есть это такие органы финансового контроля предприятия, которые представлены, например, специальными отделами (по контролю качества управления корпоративным капиталом, разные бухгалтерские или аналитические участки компании). Финансовые службы предприятия осуществляют контроль и оценивают его результаты;
  • внутрикорпоративные или внештатные структуры, которые формирует непосредственно собственник, или выступающие как партнеры аутсорсеры.

Схема, в которой главную роль играют внутрикорпоративные субъекты, формируемые наемным персоналом, характерна для предприятий среднего бизнес-сегмента.

Отметим, качественный контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий крупного масштаба может потребовать участия юридически независимых субъектов или тех, которые формируются в штате предприятия, но не при участии наемного персонала, а на основании распоряжений владельца.

Основной объект финансового контроля - система вынесения решений по управлению корпоративным капиталом, состоящая из определенных ключевых элементов. Объектами финансового контроля предприятий являются:

  • нормативная база, закрепляющая элементы данной системы;
  • технологическая инфраструктура, предоставляющая возможности для реализации этой схемы;
  • концепции вынесения решений, которой придерживаются работники компании, управляющие корпоративными финансовыми средствами.

Нормативная база может в себя включать нормативно-правовые акты, принятые на уровне федерации, региона, муниципалитета, а также локальные источники права, инструкции и пояснительные записки.

Что касается технологической инфраструктуры, используемой в рамках управления корпоративными средствами, она может состоять в первую очередь из бухгалтерского ПО, программы для дистанционного взаимодействия с банковскими организациями и платежными системами, ПО для отправки отчетности и ведения документооборота непосредственно в компании и с иными субъектами правовых отношений в разных отраслях.

К объектам финансового контроля предприятия относят и иные показатели. Среди таковых можно выделить:

  • стоимостные и натуральные производственные показатели;
  • статистические данные, например о темпах продаж;
  • характеристики ключевых клиентов, социальных групп потребителей, поставщиков, контрагентов.

Сущность финансового контроля на предприятии в том, что он в принципе может затрагивать любые элементы бизнес-процесса, на основе которых можно судить, насколько эффективно распределяются корпоративные средства.

Финансовый контроль на уровне предприятия выполняют, чтобы отследить ряд важных процессов и их результативность.

  • Оценка качества ведения бухгалтерского, налогового, управленческого учета.

Здесь важно понять, насколько легитимно осуществляются бизнес-процессы - есть ли в компании все необходимые лицензии и патенты, правильно ли они оформлены, соответствует ли составляемая отчетность законодательным нормам, требованиям собственников бизнеса, как разрабатывается отчетность, предназначенная инвесторам, банковским организациям и партнерам предприятия.

  • Выявление недочетов в работе персонала.

Очень важно, чтобы бизнес-процессы в компании протекали стабильно. В связи с этим работники должны быть ответственными, компетентными и обладать достаточным опытом.

  • Выявление недостатков в инфраструктуре управления финансами.

Эта цель очень важна в первую очередь для повышения конкурентных свойств компании с технологической точки зрения. От того, насколько качественно выстроена инфраструктура управления корпоративным капиталом, зависит объем расходов на поддержание работоспособности ее программно-аппаратных элементов.

  • Улучшение концептуальных подходов к управлению финансами.
  • Поиск факторов, от которых зависит эффективность управления капиталом.

Основу распределения капитала компании, вложения в определенные фонды обычно составляют методы и подходы, из которых складывается конкретная целостная концепция. Иногда она может меняться с учетом результатов, которые дают те или иные инструменты. А установить, что именно получается в итоге, можно с помощью финансового контроля.

Если вышеперечисленные цели финансового контроля на предприятии успешно достигаются, формируется еще одна - определение мер, призванных:

  • сделать учет более эффективным;
  • повысить компетенцию персонала;
  • улучшить инфраструктуру управления корпоративными средствами;
  • скорректировать концептуальные принципы координации корпоративного капитала;
  • разработать концепции по повышению активности применения позитивных элементов управления капиталом и снизить зависимость бизнес-процессов от неблагоприятных факторов.

В рамках финансового контроля устанавливают, почему изменились результаты подхода, применяемого топ-менеджментом фирмы. Свой капитал компания распределяет по определенным методам и схемам. На их разработку предприятие обычно тратит много времени и в процессе деятельности корректирует управленческие технологии, если нужно.

Финансовый контроль представляет собой продуктивную систему, координирующую и создающую условия для связи между разработкой базы данных, финанализом, планированием и внутрикорпоративным финансовым контролем.

  • Налоговая проверка: как вести себя, если нагрянули инспекторы

Формы финансового контроля предприятия

Предприятия по-разному отслеживают свои действия по управлению ресурсами. Выбранная схема определяет форму финансового контроля. В данный момент, по словам российских экспертов, контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий представлен в 3 главных формах.

Перечислим основные виды финансового контроля на предприятии.

  1. Предварительный.

В рамках предварительного контроля субъект проводит надзорные действия еще до реализации проверяемой компанией неких юридически значимых процедур. Допустим, оценивается распределение средств из бюджета на те или иные задачи, если мы имеем в виду государственное или муниципальное учреждение, или инвестирование нераспределенного дохода, если речь идет о коммерческих организациях.

В ходе предварительного контроля устанавливают, готов ли поднадзорный объект выполнять финансовую процедуру. Проверяющий должен убедиться, что операция законна и ее реализация отвечает требованиям аффилированных лиц (это могут быть инвесторы, вышестоящие менеджеры, государство, муниципалитет). Благодаря предварительному финансовому контролю можно найти недочеты, допущенные предприятием при подготовке документации, необходимой для той или иной финансовой процедуры.

Чтобы оформлять платежные документы с учетом последних требований банкиров и налоговиков, читайте. В ней найдете пример заполнения платежки, которая не вызовет подозрений у контролирующих органов.

  1. Текущий.

Здесь анализируют содержание финансовых операций в ходе их непосредственного выполнения. Как правило, проверяют оправдательные документы, сопровождающие сделки, или, к примеру, качество деятельности ответственных отделов (бухгалтерия, финансовая или логистическая службы, склад), от которых зависит успех мероприятий по управлению корпоративным капиталом.

  1. Последующий.

Контролирующий анализирует уже реализованные предприятием финансовые процедуры. Такая проверка позволяет установить, что результаты данных действий не соответствуют нормам законодательства, оценить, насколько обоснованы те или иные финансовые операции, выработать рекомендации по оптимизации акций, намеченных на будущее.

У последующего контроля есть определенная особенность - углубленное изучение на выбранном временном промежутке. Результаты этого этапа проверок напрямую связаны с итогами как предварительного, так и текущего. Это дает возможность выявить недоработки в их проведении.

Если говорить о сроках, в рамках финансового контроля выделяют оперативные, плановые и внеплановые проверки.

Основная отличительная черта оперативных проверок - непродолжительность и высокая частота. Проводят их еженедельно или раз в месяц.

Плановые проверки более продолжительны. Выполняют их, как правило, не с такой высокой частотой, как оперативные, - ежегодно, раз в полгода, иногда раз в несколько лет. У проверяемого субъекта обычно есть довольно много времени на подготовку.

У оперативных и плановых проверок есть общая характеристика - контролирующие субъекты проводят их по графику. Даже при частых надзорных мероприятиях, допустим, раз в неделю, руководство проверяемого субъекта обычно заранее знает, в какое именно время придут инспекторы и что их будет интересовать.

Особенность внеплановых проверок, напротив, в их внезапности. То есть подконтрольная компания чаще всего не знает о предстоящих визитах ревизоров, так как их проводят без привязки к какому-либо расписанию. Также проверяемому субъекту не известно, что будет интересовать инспекторов, какие именно документы.

По характеру материала для проверки выделяют формальный (документальный) и фактический контроль.

Что касается формального (документального) контроля, его проводят на основании первичных документов, регистров бухучета, бухгалтерской, статистической и оперативно-технической отчетности, а также нормативных, проектно-конструкторских, технологических и иных документов.

В основу фактического контроля финансовой деятельности положена обработка и оценка действительного положения объектов проверки по собранным в рамках осмотра материалам (пересчет, взвешивание, лабораторный анализ и т. д.). Его нельзя расценивать как всеобъемлющий, так как хозяйственная деятельность предприятия ведется непрерывно. Инспекторы в рамках проверки применяют специальные формы фактического контроля, благодаря которым определяют, если требуется, полноту и неоспоримую доказательность первичной документации и учетных записей.

Отметим, формальный и фактический контроль работают не по отдельности, а взаимодополняют друг друга.

Финансовый экспресс-контроль: техника 15 минут

Избежать финансовых проблем позволит еженедельное планирование: вы сможете, не дожидаясь отчетов от бухгалтерии, контролировать расходы, не допускать лишних затрат, а главное, создадите инструмент для планирования будущего. Для этого нужно разово установить плановые показатели деятельности и затем следить за их отклонениями - такой контроль требует не более 15 минут в неделю.

Наладить подобную систему поможет алгоритм от редакции журнала «Коммерческий директор».

Финансовый контроль над предприятием и предпосылки к его осуществлению

Неважно, какой вид финансового контроля ведется на предприятии. Существуют определенные условия, от точности соблюдения которых зависит успешное выполнение финанализа.

  1. В компании должен присутствовать необходимый пакет локальных актов, регламентирующих все процедуры в рамках финансового контроля.

То есть предприятие должно располагать всеми локально-нормативными актами, опираясь на которые, сотрудник может выполнять нужные мероприятия в рамках финансовых проверок. Такая нормативно-правовая документация:

  • подтверждает, что указанные сотрудники вправе требовать от персонала компании (в рамках своей ответственности) следовать инструкциям;
  • раскрывает правила и механизмы, на основании которых эти сотрудники решают возложенные на них задачи.
  1. В компании должны быть средства технической и информационной поддержки.

В рамках финансового контроля нужно непрерывно фиксировать, накапливать и анализировать потоки информации, а также принимать решения, основываясь на них. В данном случае обязательна система механизмов и процедур по хранению, обмену данными, инструментов для аналитических действий и соответствующие итоговые отчетные формы.

  1. Сотрудники, проводящие контрольные мероприятия, должны обладать достаточной квалификацией.

Процесс финансового контроля на предприятии должны вести высококвалифицированные специалисты в области финанализа и учета, прошедшие особую подготовку. Работники, оценивающие результаты распределения корпоративного капитала, должны обладать всеми необходимыми навыками, чтобы с профессиональной точки зрения оценивать экономические, логистические и иные процессы в компании, а также понимать, как они влияют на итоговые результаты управления финансами.

Основные принципы осуществления финансового контроля на предприятии

Финансовый контроль в организации проводят в соответствии с определенными ключевыми принципами . Рассмотрим их.

  1. Финансовый контроль нужен для того, чтобы в дальнейшем компания могла реализовывать разработанный финансовый план.

Продуктивный финансовый контроль на предприятии носит стратегический характер. По результатам финанализа фирма понимает, какие приоритеты в ее развитии ключевые. Отметим, не нужно тотально контролировать все финансовые операции - это не приносит большой пользы, а лишь мешает менеджерам, которые отвлекаются от масштабных целей управления финансовой деятельностью.

  1. Финансовый контроль должен быть многофункциональным.

Необходимо обеспечить контроль над показателями финансового прогресса предприятия (и его отдельными центрами ответственности), которые являются лидерами в его финансовом плане. Также нужно создать отдельные центры ответственности. В рамках финансового контроля должно быть удобно проводить сравнительный анализ отслеживаемых показателей со среднеотраслевыми, и при необходимости корректировать их.

  1. Финансовый контроль нужно настроить на количественные параметры.

Если показатели работы предприятия принимают вид количественных моделей, контроль в отношении них становится эффективнее. Однако качественную сторону также не стоит упускать из виду - она, в свою очередь, должна быть выражена в парадигме количественных стандартов. Если предприятие будет действовать по этой схеме, сложностей с разным пониманием качественных аспектов не возникнет.

  1. При финансовом контроле следует пользоваться методами, которые соответствуют специфике компании.

Если вы только разрабатываете план и вводите финансовый контроль, в первую очередь изучите полный комплекс рассмотренных ранее систем и методик финансового планирования (для подготовки стандартов контроля) и финанализа (для выработки показателей, демонстрирующих реальное положение компании, и определения того, почему эти значения далеки от стандартов).

  1. Процедуры в рамках финансового контроля нужно проводить своевременно . То есть проверки будут осуществляться не просто часто или быстро.

Мероприятия в рамках контроля следует выполнять через определенные промежутки времени, адекватные периоду проведения отдельно взятых операций, связанных с формированием результатов финансовой деятельности компании. Проводить процедуры нужно своевременно. Говоря иначе, предприятию необходимо заблаговременно получать сведения о вероятном кризисном положении, в которое оно может попасть, соответственно, принимать меры по устранению текущих проблем еще до того, как они станут реальной угрозой для бизнеса.

  1. Финансовый контроль на предприятии требуется проводить максимально гибко.

Организация внутреннего финансового контроля на предприятии должна осуществляться с учетом возможной адаптации к возникающим финансовым инструментам, нормам и видам ведения деятельности в инвестиционной и финансовой сфере, к новым технологическим решениям и методам выполнения финансовых операций. Система должна быть гибкой. В противном случае она не будет особо полезна в тех сферах финансового контроля, для которых изначально разрабатывалась.

  1. Обязательной характеристикой модели финконтроля должна быть простота.

Чем проще будут методы внутреннего финансового надзора (выстроенного в соответствии с его целями), тем легче для менеджеров окажется финансовое планирование и контроль на предприятии. Если для проверки использовать сложные методы, вполне возможно, что управленцы не разберутся в запутанной системе или не смогут ее поддерживать, поскольку в этом случае для проведения контроля потребуется намного больше информации.

  1. Финансовый контроль должен быть экономичным.

Расходы на выполнение проверок должны соответствовать результату от них. То есть размер затрат для контроля не может быть больше эффекта (снижение издержек, рост финансовых поступлений и т. д.), который инспекторы ожидают от него получить.

Ключевые методы финансового контроля на предприятии

Сегодня в рамках финансового контроля используется множество методов. Их можно распределить по категориям. Самая распространенная классификация приведена ниже.

  1. Научно-теоретические методы . Для них характерны особые механизмы накопления аналитических сведений о состоянии корпоративного капитала и его дальнейшем распределении.

В этой группе есть основные инструменты: анализ данных, построение моделей, обработка статистической информации. Главное преимущество научно-теоретических методов заключается в том, что благодаря им можно оценивать эффективность применяемых в данный момент подходов к управлению финансами и намечать дальнейшие действия.

  1. Социально-коммуникативные . Выстраивается сбалансированный механизм взаимодействия между специалистами и работниками, задействованными в системе управления корпоративным капиталом.

Примеры социально-коммуникативных методов - внушение, переговоры, мотивация, стимулирование, награждение. Они помогают понять, эффективно ли осуществляется финансовое управление и как его можно улучшить. Отметим, здесь нужно понимать, что на результат влияют не только субъекты, но и объекты финансового контроля.

  1. Эмпирические (исследовательские) методы . В данном случае пробуют различные подходы к распределению корпоративного капитала в рамках существующих схем и техоснащения и определяют, что поможет прийти к желаемым результатам.

Остановимся на самых распространенных эмпирических методах финансового контроля.

  • Проверки на основании отчетной и расходной документации. В ходе них изучают отдельные вопросы финансовой деятельности и определяют способы устранения выявленных недочетов.
  • Обследование. В отличие от проверки затрагивает больше финансово-экономических показателей контролируемой компании. В рамках обследования оценивают, в каком финансовом положении находится предприятие, и намечают вероятные перспективы его развития.
  • Надзор выполняют органы контроля в отношении экономических субъектов, обладающих лицензией на тот или иной вид финансовой деятельности и обязанных соблюдать существующие нормы и правила. Так, ЦБ РФ ведет надзор за работой коммерческих банковских организаций; Росстрахнадзор - за деятельностью страховых компаний. Если проверяемое предприятие не соблюдает нормативов, чем ставит себя под угрозу банкротства и ущемляет интересы клиентов, лицензию у него отзывают.
  • Анализ финансовой деятельности - еще одна форма финансового контроля. В ходе этой работы подробно изучают периодическую или годовую финансово-бухгалтерскую отчетность, чтобы в целом оценить итоги финансовой деятельности, финансовое состояние компании, установить, обеспечена ли она собственными средствами и насколько эффективно их распределяет.
  • Наблюдение (мониторинг). В рамках мониторинга проверяющие непрерывно оценивают эффективность текущих финансовых процессов в организации. Такая форма контроля позволяет выявлять несоответствие между фактическими результатами и запланированными параметрами и устранять недочеты.

При мониторинге:

  • анализируют и контролируют текущую деятельность;
  • устанавливают основные для компании виды, показатели финансовой устойчивости, параметры, свидетельствующие о возможном банкротстве, и наблюдают за ними;
  • назначают специалистов для проведения мониторинга, устанавливают их обязанности, полномочия и границы ответственности;
  • составляют план и намечают сроки выполнения оперативной финансовой отчетности;
  • создают, корректируют, исправляют оценочные показатели оперативной экономической деятельности компании и допустимую степень их несоответствия плановым величинам;
  • выявляют, почему имеющиеся показатели расходятся с плановыми;
  • оценивают адекватность системы нормативных показателей и данных, предполагаемых по ее результатам, а также оперативно-тактические задачи компании, ее финансовое положение и место в рыночной среде.

Пример мониторинга: кредитные предприятия контролируют, как компания-клиент распределяет выданную ссуду и в каком финансовом состоянии в целом находится. Если организация-клиент неэффективно использует полученные средства и теряет платежеспособность, условия кредитования могут ужесточить и потребовать вернуть деньги досрочно.

  • Ревизия. Самая глубокая и полная форма финансового контроля. Проверяющий полностью исследует финансового-хозяйственную деятельность объекта контроля, чтобы проверить ее законность, эффективность, целесообразность, грамотность распоряжения корпоративным капиталом.

Ревизии бывают:

  • полными и частичными;
  • комплексными и тематическими;
  • плановыми и внеплановыми;
  • документальными и фактическими.

Ревизии выполняют управленческие структуры в подведомственных им организациях, разные государственные и негосударственные органы контроля. По итогам составляют акт, на основе которого намечают план устранения недоработок, возмещения материального ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности. Результаты проверки позволяют не только сделать выводы, но и выдвинуть предложения по улучшению финансово-хозяйственной и производственной деятельности подконтрольного предприятия.

Элементы системы финансового контроля на предприятии

Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

  1. Анализ имеющейся в компании документации. В данном случае:
  • изучают разработанные документы - правильно ли они оформлены, использованы ли актуальные бланки, связаны ли отраженные в бумагах сведения с реальным положением дел;
  • проверяют достоверность и полноту составления этой документации;
  • сопоставляют с образцами, заполненными рекомендуемым способом.
  1. Исследование разных направлений деятельности бизнеса, в ходе которого:
  • оценивают результаты распределения предприятием своих ресурсов, производственные объемы на каждый рубль, вложенный в основные средства, анализируют прибыльность и скорость оборота активов;
  • выявляют объем выработки на единицу оборудования или на работника;
  • вычисляют показатели, характеризующие уровень платежеспособности и стабильности компании.
  1. Взаимодействие с другими сотрудниками на разных уровнях, при котором:
  • анализируют, насколько компетентны и квалифицированны специалисты, осуществляющие финансовое управление;
  • выявляют факты некачественного выполнения ими своих трудовых функций;
  • ищут инструменты, при помощи которых можно стимулировать персонал повышать профессиональный уровень, мотивировать к более ответственному решению задач по управлению корпоративным капиталом.

4 этапа организации финансового контроля на предприятии

Финансовый контроль в компаниях сегодня осуществляют при помощи внутреннего финансового контроля как системы, вытекающей из него. Этот порядок дополняется механизмом бюджетирования. Эти две системы связаны с контроллингом и анализом финансовой деятельности компании.

Чтобы предприятие успешно достигало поставленных целей и решало требуемые задачи, у него должна быть выработанная модель контроля. Кроме того, необходима формализация схемы оценки отклонений интегрального показателя деятельности компании, установка предельных отклонений для частных параметров и величин, а также создание процедур анализа причин несоответствий.

Модель системы контроля состоит из определенных ключевых элементов:

  • объектов контроля - планов и бюджетов компании и ее структурных отделов;
  • предметов контроля - значений прибыли и затрат, изменений статей в балансе, систем показателей, на основании которых можно судить о деятельности компании в целом и по отдельным направлениям, и т. д;
  • субъектов контроля - руководства компании и начальников ее структурных отделов, менеджмента, ответственного за соблюдение бюджетов;
  • технологии контроля бюджетов - процедур проверок и порядка их выполнения, необходимых для выявления несоответствия фактических и запланированных параметров.

Организация контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя следующие основные этапы:

  • Этап 1. Определение объектов контроля и совокупности исследуемых показателей и величин, а также установка допустимых границ их изменений.

Состав исследуемых параметров в значительной степени зависит от структуры операционных и финансовых планов и бюджетов, а также другой планирующей и учетно-отчетной финансовой документации.

  • Этап 2. Выявление отклонений исследуемых показателей и величин и их сравнение с запланированными.

Круг лиц, обязанных контролировать, как работают подразделения, как выполняются статьи финансовых планов и бюджетов, главным образом зависит от организационно-штатной структуры компании. Лучше всего с этими обязанностями справляются работники планово-экономических подразделений. Что же касается руководителей предприятия и его отделов, они могут вести контроль лишь над основными (интегральными) показателями и величинами.

  • Этап 3. Определение финансово-хозяйственных результатов работы в текущем периоде, подведение итогов, формирование выводов о преимуществах и недоработках компании, оценка динамики изменения ключевых показателей, а также о положительных и отрицательных тенденциях развития условий внешней среды, в которых организация ведет свою деятельность.

Если внешние и внутренние обстоятельства приобретают иные характеристики, компания вынуждена пересматривать целевые параметры. Так, ей стоит проверять рациональность (оптимальность) установленных целей в изменившихся условиях, определять, удастся ли прийти к поставленным результатам в данной обстановке.

  • Этап 4. Корректировка целевых показателей и величин и выбор корректирующих мероприятий по достижению запланированных результатов из комплекса альтернативных (если устанавливаются иные целевые параметры или прогноз изменения сильных и слабых сторон самой компании).

Выбранные корректирующие и регулирующие мероприятия, направленные на достижение желаемых результатов, вместе с пересмотренным планом передают руководству для рассмотрения и реализации. На этом цикл управления замыкается.

Для реализации данной модели контроля проверяющие должны располагать необходимой информацией, в том числе оперативной, плановой, нормативно-справочной, а также классификаторами технико-экономических данных, системами документов (унифицированными и специальным). То, насколько сложным будет сбор информации о реальном финансово-хозяйственном состоянии компании, зависит от наличия автоматизированной бухгалтерии, и от того, насколько в общем развиты информационные технологии.

То есть чтобы данная модель работала успешно , предприятию нужно:

  • определить лиц, обязанных контролировать выполнение статей финпланов и бюджетов;
  • установить совокупность (структуру) исследуемых параметров;
  • найти допустимый предел изменения на каждый исследуемый показатель;
  • создать методику замера или вычисления каждого контролируемого параметра в заранее определенные моменты или временные интервалы;
  • составить схему действий по устранению выявленных нарушений, а также установить, по каким каналам сообщать о них в соответствующие структурные отделы;
  • выработать порядок принятия решений о внесении изменений в планы и бюджеты или усилении контроля за их выполнением.

Комплекс задач может меняться с учетом ситуаций, возникающих у компании, целей (цели) обследования, форм, содержания, методов контроля, а также возможностей информационных источников об исследуемых данных. Говорить, что финансовые результаты деятельности предприятия улучшаются, можно, если растут следующие показатели: доходность капитала, рентабельность, собственный капитал и скорость его оборота.

Но для более детальной оценки финансового состояния и имущественного положения компании следует тщательно наблюдать и за дополнительными показателями . Так, контролирующие лица должны оценивать технико-организационный уровень функционирования предприятия, отслеживать, насколько эффективно оно использует производственные ресурсы, обращать внимание на итоги основной и финансовой деятельности. Кроме того, необходимо анализировать, насколько рентабельны производимые товары, каковы значения оборачиваемости, доходности средств и платежеспособности компании.

Отметим, если ведется углубленный финансовый контроль, этих показателей обычно недостаточно. В рамках детального анализа оценивать нужно и дополнительные параметры: финансовые результаты, деловую активность и эффективность работы, имущественное и финансовое состояние компании.

Разработка мероприятий по коррекции и регулированию деятельности при осуществлении контроля станет наиболее эффективной, если стратегии всех видов будет выбирать и координировать единый центр, к примеру планово-экономический или финансовый отдел. При этом решения, принимаемые в рамках каждой стратегии, будут связаны как по ресурсам, так и по времени, и между ними не будет противоречий.

  • Внутренний аудит бизнеса: 7 советов, как его качественно провести

Рассказывает практик

Финансовый контроль может осуществляться на уровне отдельно взятого проекта

Вадим Рожкован ,

директор по интеграции «Юралс Энерджи»

Финансовый отдел предприятия должен контролировать бюджет проекта, в том числе еще до заключения договора (их может быть несколько в рамках одного проекта). Именно в этот период в случае возникновения внешних факторов у руководителя предприятия должна быть возможность дать отрицательный ответ, если смета окажется превышена. Предоставить ему исчерпывающие данные о бюджете проекта обязан финансовый директор через своего работника - финансового контролера.

То есть гендиректор не подписывает соглашения без визы финансового директора. Финансовый директор не ставит визу на договорах по капитальным проектам без отметки финансового контролера. А финансовый контролер оценивает бюджет перед рассмотрением каждого нового договора и оповещает финансового директора о статусе (вписывается в бюджет или нет).

У финансового контролера есть еще одна важная обязанность - готовить статус-отчеты. В них включают данные по каждому из проектов: подробно расписанный бюджет, суммы заключенных соглашений, информацию о начислениях и платежах. Помимо этого, в отчете советуют обозначать, когда примерно завершится проект и сколько денег уйдет на его реализацию (оценивает менеджер).

Статус-отчет следует разрабатывать на регулярной основе, к примеру еженедельно, и отсылать топ-менеджерам предприятия. Если у руководителей будут эти данные, они смогут своевременно вносить коррективы в реализацию проекта, если потребуется.

Сведения в статус-отчетах должны быть достоверными. Для этого финансовому контролеру проекта нужно время от времени сверять содержание отчетов с информацией в системе учета (по оплатам и начислениям). Отметим, учет при этом необходимо вести в разрезе проектов.

Если предприятие будет следовать указанным рекомендациям, то сохранит свой капитал и значительно снизит вероятность злоупотребления со стороны персонала. Но нужно иметь в виду: прежде чем ввести на предприятии контроль в любой форме, протестируйте его, определив рентабельность. Расходы на поддержание контроля не должны превышать выгоды от применения.

  • Основные виды финансового планирования на предприятии, их особенности и взаимосвязь

Анализ финансового контроля на предприятии на эффективность

В рамках эффективного финансового контроля необходимо проводить процедуры, простые для понимания. Выполнение этих действий – обязанность всех сотрудников, ответственных за анализ и контроль финансовой деятельности предприятия. Персонал должен понимать, почему проводится проверка, какие цели она преследует и как способна помочь компании успешно реализовать выработанную стратегию. Если процедуры в рамках контроля очень сложные, работники могут их не воспринять. Соответственно, начнут игнорировать.

Финансовое планирование и контроль на предприятии тесно взаимосвязаны. Чем понятнее и точнее их корреляция, тем эффективнее контроль. Компании следует ставить цели при планировании и вместе с тем вырабатывать стандарты для оценки успешности достижения планов.

Эффективность затрат нужно определять постоянно. Все системы контроля необходимо регулярно проверять и оценивать для отслеживания общих расходов на их содержание. Итоговое значение сравнивают со стоимостью активов или выгодами от системы контроля.

Эфк = Эп - Зфк

где: Эфк – эффективность ведения финансового контроля;

Эп – экономический эффект от всех контрольных мероприятий (как экономия, так и дополнительная прибыль);

Зфк – расходы на выполнение финансового контроля.

Скорректировать при необходимости можно только гибкую систему контроля. Предприятие должно иметь возможность эффективно выполнять с ее помощью нестандартные или несанкционированные процедуры. Системы контроля должны обеспечивать контрольный доступ, который нельзя применять в иных целях, то есть чтобы решать прикладные задачи. Регулярное использование контрольного доступа свидетельствует об отсутствии у системы гибкости.

Механизмы финансового контроля должны быть выработаны так, чтобы отражать сложность организации, разнообразие и размах операций, разные применяемые методы, виды исследуемых процессов. Множество систем контроля не дают положительного эффекта, поскольку задачи в их рамках очень узкие, а также в связи с непониманием нестандартных процедур.

Под своевременностью понимают способность механизмов контроля к регулярной выдаче информации. Если обстановка нестабильная и неясная, компания особенно нуждается в систематически поступающих сведениях и частых измерениях. Еще одна важная характеристика, которая должна быть присуща контрольным процедурам, - динамичность. Это необходимо, чтобы адаптироваться к частым модификациям в технологии, процессах, смене операций на предприятии, условиям рыночной среды и иным факторам, требующим постоянного совершенствования систем. Какие-то механизмы могут оставаться стабильными в течение всего времени. Другие же требуют постоянных существенных изменений.

В заключение стоит сказать, что системы финансового контроля должны выдавать максимально объективные данные. Только основываясь на достоверной информации, руководство предприятия может принимать рациональные решения.

5 советов, как правильно наладить финансовый контроль на предприятии

  • Совет № 1. Старайтесь предупреждать вероятные потери, а не выявлять их.

Внутренний финансовый контроль на предприятии проводится в два этапа. Наиболее важный - предварительный, поскольку позволяет выявить возможные потери, предотвратив их или снизив вероятность возникновения. Разработайте эффективные меры по типам деятельности, бизнес-процессам, видам ресурсов (товарно-материальным ценностям, данным, технологиям и проч.), чтобы реализовать их на предварительном этапе.

  • Совет № 2 . Четко регламентируйте каждый бизнес-процесс.

Нужно свести к минимуму риски случайных непреднамеренных действий, в результате которых предприятие может потерять ресурсы. Поручите юридическому отделу разработать договоры для каждой финансово-хозяйственной операции с учетом минимизации рисков недобросовестного поведения партнеров. Не забывайте о сфере товародвижения.

Максимально четкая регламентация учетных мероприятий (порядка оприходования и списания ценностей товарно-материального характера, порядка учета движения финансовых средств, периодичности инвентаризаций и т. д.) поможет исключить неточности в показателях.

Например, по регламенту продавец не может окончить свою рабочую смену до того, как программа сверит остатки товарно-материальных ценностей и финансов. Зачастую необходимо пересчитывать наличные деньги в кассе и вносить сведения в учетную систему.

  • Совет № 3. Работайте со своими сотрудниками.

Финансовый контроль на предприятии может проводиться с участием высшего менеджмента и руководства подразделений. Руководители центров финансовой ответственности прежде всего обязаны создавать условия для сохранности ценностей компании в границах своей компетенции, а также разъяснять подчиненным, как работать с ресурсами. Нужно постоянно вести просветительские беседы с персоналом. Демонстрация новых методов контроля и обучение сотрудников основным принципам сохранности активов должна стать для компании привычной практикой.

Заключайте договоры индивидуальной или коллективной ответственности с сотрудниками, имеющими прямой доступ к ТМЦ. Кроме того, в должностные инструкции и трудовые соглашения следует включать пункт о том, что сотрудники обязаны четко следовать регламентам финконтроля на предприятии. У всех работников должны быть компенсационные пакеты, где обозначены постоянная и переменная части их оклада. Так руководство даст подчиненным финансовую мотивацию.

Кроме того, следует регулярно контролировать практику использования и понимания внутрикорпоративной документации. Зачастую контролеры воспринимают достаточно подробные инструкции по-разному. Особенно это актуально для крупных организаций (и, как правило, когда контролера поддерживает юридический отдел предприятия).

Лучше, если в составе инвентаризационных комиссий будут специалисты, занимающие разные должности. И при наличии в компании самостоятельного контрольно-ревизионного отдела нужно обеспечить ротацию его сотрудников, чтобы избежать ситуаций со сговорами между инспекторами и проверяемыми.

  • Совет № 4. Позаботьтесь о функциональности информации.

В рамках финансового контроля очень важно обеспечить информационную защищенность. Принципиальное значение здесь имеет как сохранение внутрикорпоративных сведений от посторонних лиц (информацию в своих целях могут использовать даже прямые конкуренты), так и создание условий для формирования надежной функциональности и оперативного действия мероприятий в рамках учета и контроля. Лучше ограничить права доступа к внутрикорпоративной информации, но зато это обеспечит более высокую эффективность системы и защищенность от воздействий извне.

  • Совет № 5. Помните об антикоррупционном аспекте.

Сотрудникам предприятия следует проверять любые внутренние указы, регламенты, должностные инструкции на предмет коррупционной составляющей. Особенно это важно для персонала расходных подразделений компании (отдела закупок, арендных отношений, ремонтно-строительной службы и т. д.).

Финансовое планирование является важнейшей частью используемого в организации финансового механизма. ООО «ВСР» проводит три разных вида финансового планирования - это перспективное, текущее и оперативное планирование финансовой деятельности. Данные виды планирования взаимосвязаны и имеют определенную последовательность:

    Перспективное финансовое планирование является главной формой реализации целей ООО «ВСР». Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии организации и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Выработка стратегии ООО «ВСР» осуществляется на основе проведенных прогнозов рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления.

    Текущее планирование финансовой деятельности ООО «ВСР» основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектом финансовой деятельности. Разработка конкретных видов текущих финансовых планов дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

    С помощью оперативного финансового планирования ООО «ВСР» определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, расчетам с банками.

В разработке финансового планирования используются следующие исходные данные:

    Договора, заключенные с Поставщиками и Покупателями товара (работ, услуг);

    Прогнозные расчеты по реализации продукции и прибыли;

    Экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая ЦБ РФ и др.).

5.2.Формы финансового планирования организации

Форма и организация системы финансового планирования исходит из целей организации и организационной структуры предприятия. ООО «ВСР» составляет годовой финансовый план доходов и расходов с поквартальной разбивкой. В нем планируются показатели, характеризующие объем и состав финансовых ресурсов организации, а также направления их использования. Доходы и расходы должны иметь равновесное состояние своих показателей и основными факторами, определяющими данное состояние, являются выполнение плана реализации продукции и пополнение за счет полученной прибыли собственного капитала, а также ускорение оборачиваемости своих активов, повышение эффективности основной деятельности. При планировании финансового плана доходов и расходов ООО «ВСР» определяет стоимость своих активов и пассивов на соответствующий плановый период. Активы баланса состоят из двух основных частей: внеоборотные активы и оборотные активы. Пассивы баланса включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный капитал фирмы. Обязательства в свою очередь делятся на текущие и краткосрочные, которые выплачиваются в течение года. Собственный капитал включает уставный фонд, прибыль. Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей предприятия. Величина уставного капитала соответствует зафиксированной в учредительных документах денежной сумме и может изменяться по решению учредителей.

Еще одной формой финансового планирования ООО «ВСР» стало в настоящее время бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех структурных подразделений и функциональных служб организации. Составление финансовых бюджетов служит основой оперативного планирования, соизмерения затрат и результатов. С учетом действующих стратегических целей и оперативных задач, ООО «ВСР» разрабатывает несколько видов текущих финансовых бюджетов:

    Бюджет продаж, в котором отражается потребность фирмы в определенных видах и количествах сырья, планируемых для выполнения годовой программы;

    Бюджет закупок, где конкретизируются все расходы денежных средств, необходимых для приобретения запланированных на соответствующий период ресурсов;

    Бюджет денежных потоков, обеспечивающих операционную деятельность, налоговые платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, выплаты з/платы сотрудникам и др. выплаты, связанные с осуществлением операционного процесса;

    Трудовой бюджет, содержащий плановые потребности трудовых ресурсов и рабочей силы на осуществление всех видов производственной деятельности организации;

    Бюджет административных расходов, включающий планируемые затраты фирмы на выполнение основных управленческих функций во всех службах и подразделениях;

    Бюджет наличности. Предназначен для обеспечения необходимого уровня ликвидности фирмы. Основой для составления прогноза наличности могут служить данные о прогнозе продажи товаров и ежедневные отчеты о движении денежных средств на банковских счетах фирмы;

    Бюджет дополнительных вложений капитала. Предназначен для расширения сферы деятельности организации.

Основу финансового управления составляет финансовое планирование.

Его главными объектами являются формирование, регулирование состава и структуры и распределения финансовых ресурсов.

Принципами финансового планирования являются:

Выбор направлений вложения средств, обеспечивающих предельно высокую рентабельность;

Учет срока окупаемости;

Использование наиболее экономичных способов финансирования долгосрочных затрат;

Обеспечение сбалансированности рисков, учет инфляционных процессов.

Финансовое планирование бывает текущим и перспективным.

Перспективное является способом реализации финансовой стратегии и обеспечивает оптимизацию величины продаж, себестоимости, прибыли, рентабельности, финансовую устойчивость, платежеспособность.

Общий плановый бюджет состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса, бюджета денежных средств и подразделяется на операционный и финансовый.

В состав операционного бюджета входят: бюджет затрат на производство, реализацию, бюджет материальных запасов, бюджет общих административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.

Баланс доходов и расходов позволяет:

Выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;

Проверить правильность расчетов;

Определить желательный объем реализации продукции и услуг.

Помимо баланса доходов и расходов на предприятиях составляется также платежный баланс.

Структура платежного баланса выглядит следующим образом.

1. Доходы и поступления.

1.1. Остаток финансовых средств на начало периода.

1.2. Поступление средств в течение периода: от реализации продукции и услуг;

От реализации материальных средств и материальных ресурсов;

Авансовые поступления, в том числе предоплата;

Планируемые внереализационные поступления;

Арендная плата;

Поступления по лизингу;

Поступления по векселям;

Дебиторская задолженность;

Финансовая помощь;

Выручка по ценным бумагам;

Выручка от продажи валюты;

Заемные средства;

Бюджетные средства;

Прочие поступления.

2. Расходы и отчисления.

2.1. Первоочередные платежи на неотложные нужды.

2.2. Налоговые платежи в бюджетную систему.

2.3. Отчисления на социальное страхование и во внебюджетные фонды.



2.4. Платежи по усмотрению предприятия:

Расходы на оплату труда;

Оплата поставок материалов, работ, услуг, в том числе авансы, предоплата, аренда, командировки, хозяйственные расходы, погашение ссуд, займов и процентов, оплата векселей, плата подрядчикам, прочие платежи.

3. Всего расходов.

4. Превышение поступлений над расходами и платежами.

5. Превышение расходов и платежей над поступлениями.

6. Остаток денежных ресурсов на конец периода.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлениии исполнении платежного календаря - финансового документа, отражающего поступление и использование денежных средств.

Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, позволяет отслеживать состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.

Финансовое планирование включает финансовый контроль, объектами которого являются:

Правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;

Соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;

Целесообразность и эффективность использования финансовых ресурсов;

Осуществление платежей и расчетов;

Состояние финансовых показателей.

Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фондов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления относятся:

1) проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

2) анализ по периодической или годовой отчетности с целью выявления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;

3) обследование, отличающееся от проверки более широким кругом вопросов;

4) ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период.

Сущность и методы управления финансами

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Важнейшие функциональные элементы : планирование, оперативное управление, контроль.

При планировании субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его ис­полнении, рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, ус­танавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферу страховых отношений контролировали и надзирали: Федеральная служба страхового надзора (до 2011 г.), Федеральная служба по финансовым рынкам (до 1.09.2013 г.), Центральный банк России. Общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации осуществляет Министерство финансов РФ и его органы на местах

Важнейшим органом, осуществляющим управление финан­сами, выступает Министерство финансов Российской Федера­ции и его органы на местах.

Основные департаменты Министерства финансов РФ :

    Департамент бюджетной политики и методологии;

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

    Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;

    Департамент финансовой политики;

    Департамент межбюджетных отношений;

    Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности;

    Правовой департамент.

За кассовое исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейство

Контроль за правильным исчислением, полнотой и свое­временностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Объектом фи­нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно­го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде­ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Коммерческие предприятия составляют балансы доходов и расходов; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов:

    Метод экстраполяции (финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики);

    Нормативный метод (основан на использовании установленных норм и нормативов);

    Метод математического моделирования (построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов);

    Балансовый метод (согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми­рования).

Сейчас важное значение имеет финансовый менеджмент - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Его основная задача по мобилиза­ции и использованию денежных фондов состоит в максимизации реальных пассивов и активов предприятия.

Важнейшие вопросы финансового менеджмента :

    планирование и прогнозирование финансовой деятельности . Разработка фи­нансовых планов, прогнозов объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса и т.д.. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения;

    принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования средств . Определение оптимальных темпов роста объема реализации, структуры привлекаемых средств, методов их мобилизации, способов инвестирования;

    координация финансовой деятельности со всеми службами предприятий .

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопро­сов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Он осуществляется законодательными и исполнительными ор­ганами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

контроль за соблюдением финансо­во-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Предметом проверок выступают показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания усло­вий для финансовой стабилизации.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов;

анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

финансовая оценка результатов инвестиционных проектов;

правильность и достоверность финансовой отчетности;

контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Виды, формы и методы финансового контроля

По субъектам проведения выделяют:

государственный (президентский, контроль представи­тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредит­ных органов);

ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления);

негосударственный (внутренний и внешний, аудиторский).

По сфере финансовой деятельности различают: бюджет­ный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестици­онный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведения подразделяют на:

Предварительный (проводится до совершения финансовых операций);

Текущий (оперативный) (производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций);

Последующий, (для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами)

По методам проведения , т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследо­вания, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Система органов государственного финансового контроля и их функции

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федераль­ному Собранию РФ и Президенту РФ. Она осуществляет контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средст­вами. Контролю подлежат все юридические лица - государст­венные органы и учреждения, включая государственные вне­бюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации. Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии..

Президентский контроль за финансами осуществляет­ся путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для на­значения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществ­ляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств фе­деральных внебюджетных фондов; участвует в проведении ва­лютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Органы Казначейства призваны управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий кон­троль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Центральный банк РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль - независимый вневедомствен­ный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла­раций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и кон­сультирование в вопросах финансово-хозяйственного законода­тельства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и ини­циативной. Инициативная проверка осуществляется по реше­нию самого хозяйствующего субъекта.

Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений; благотвори­тельные фонды; ОАО, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инве­сторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципаль­ных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государствен­ных органов - прокуратуры, Казначейства, налоговой службы.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Loading...Loading...